История Таррагоны
В III веке до н.э. на Иберийском полуострове схлестнулись карфагеняне и римляне. Камнем преткновения для двух держав было господство над Средиземноморьем. Во главе карфагенян выступал Ганнибал — полководец, не знающий преград и поражений. Его армия уверенно преодолела Пиренеи и шагнула за Альпы, но путь карфагенянам преградил Кнеус Корнелиус Сципион. Война приняла иной оборот.
Легионы Сципион завоевывали территории противника одну за другой. Среди прочих трофеев Сципион получил город Таррако (нынешняя Таррагона), где располагался лагерь карфагенян. В те времена Таррако представлял собой жалкую деревеньку, единственным достоинством которой было удачное географическое расположение. Но с приходом римлян Таррако начал быстро разрастаться. Вскоре он превратился в центр римской провинции на Иберийском полуострове. Спустя века Плиний напишет: «Колония Таррако — творение Сципиона».
Вторая пуническая война закончилась полной победой римлян. Шесть веков великая империя господствовала на завоеванных землях. Но это не принесло Иберии окончательного мира. Распри начались внутри самой империи. Яблоком раздора, как это обычно бывает, стала власть. Территория нынешней Каталонии тогда была разделена между римскими наместниками, каждый из которых имел свои воззрения на будущее империи.
Область Таракко поддерживала Цезаря, а другая провинция — Лерида — отдавала свое предпочтение Помпею. Спор между претендентами на трон вылился в кровавую войну, которая не миновала и этих мест. Победителем в ней стал Юлий Цезарь.
Захватив власть, Цезарь учредил Союз испанских городов, которые в статусе колоний вошли в Римскую империю. Центром этого союза был выбран Таррако. Но слава, которую принес городу Цезарь, не нашла достойного отклика в сердцах горожан. Истинной популярности добился другой римлянин — император Август.
Появление императора в городе было сколь случайно, столь и загадочно. Во время путешествия по Иберийскому полуострову с Августом произошла неприятная история. Удар молнии убил сопровождавшего его раба, шедшего всего в двух шагах от Августа. Трагическое происшествие запомнилось венценосному римлянину на всю жизнь.
По приказу Августа в Риме тотчас начали строить храм в честь Юпитера Молний, в благодарность за сохраненную жизнь. Но состояние императора от этого не улучшилось. Вместо того чтобы поселиться в военном лагере, как это было заведено среди римских императоров во время походов, он отправился в Таррако. Два года Август провел в этом городе. Благодаря ему статус города в корне изменился.
На время пребывания Августа Таррако стал императорским штабом и вторым по значению городом после Рима. Сюда привозили рабов и свободных людей для развития сферы услуг, торговли и ремесел. Здесь собирались послы со всего мира, решались дела имперской важности.
После смерти Августа главой Римской империи стал Тиберий. Он не слишком баловал город своими визитами, но и во время его правления Таррако по-прежнему расширялся и хорошел.
Прошли десятки лет, и в 61 г. н.э. в Римской империи снова стало неспокойно. Поводом опять была борьба за власть. И в эту борьбу волею судеб оказалась втянута Таррагона.
Губернатор города Сервиус Сульпициус Гальба организовал оппозицию политике Нерона. В результате своих политических действий он все-таки добился желаемого и встал во главе Римской империи. Город Таррако подарил Гальбе золотую корону из древнего храма Юпитера. Корону переплавили, в результате чего было утеряно несколько унций золота. «Благодарный» Гальба потребовал, чтобы жители города выплатили ему компенсацию за недостающие унции. Правление «справедливого» Гальбы длилось недолго, всего 7 месяцев, и ныне считается случайным промежуточным звеном между двумя основными правящими династиями Римской империи (Клавдийской и Флавийской).
В эпоху правления Флавийцев в Таррако наряду с религиозными зданиями и бытовыми постройками выросли увеселительные заведения — Цирк, а позднее Амфитеатр. На арене Цирка проходили гонки на колесницах. Это увлекательное зрелище собирало в Таррагону людей со всей римской колонии. Чтобы город мог уместить всех гостей, возводились гостиницы.
Гонки, как правило, были приурочены к праздникам или другим торжественным событиям. Так что на трибунах было не только шумно, но и пьяно. Что представляли собой античные гонки? Это были командные состязания. Каждая команда имела свой цвет: синий, красный, белый и так далее. Было также два варианта колесниц — запряженная четырьмя лошадьми или с упряжкой из двух коней. Особого мастерства требовало, конечно же, управление квадригой.
Найденная при раскопках могильная плита донесла до наших дней имя одного из мастеров. Его звали Фускус, и выступал спортсмен за команду синих. Кроме этих скупых букв на плите имеется надпись: «Он обрел славу благодаря умению управлять четверкой лошадей».
Возведение амфитеатра внесло новую струю в развлечения жителей Таррако. Бои гладиаторов быстро нашли своих поклонников, многие из которых еще недавно восседали на трибунах Цирка. Кровавое зрелище щекотало нервы и придавало особый вкус жизни.
Позднее, во времена гонений на христианство, амфитеатр Таррако стал сценой для кровавого действа другого характера. Это произошло 21 января 259 г., когда на арену Амфитеатра вывели трех человек: Священника Фруктуса и двух дьяконов Авгуруса и Евлогиуса. Ранних христиан истязали до тех пор, пока они не умерли. Это были первые мученики города.
Века шествовали по Таррагоне, уничтожая старое и насаждая новое. В 410 г. на территорию Иберийского полуострова вторглись вестготы. Римская империя пала. Вестготы захватили все города бывшей римской колонии. И процветающая Таррагона стала для захватчиков стратегическим центром. И этот статус город сохранял вплоть до вторжения Мавров.
В 713-714 гг. город оказался меж двух огней, разрываемый на части христианами и мусульманами. В ходе сражений население города сокращалось с молниеносной скоростью. Величественная архитектура превращалась в руины, и некогда процветающий Таррако стал походить на деревню.
Город начал поднимать голову только в эпоху Средневековья. Но ей так больше и не удалось вернуть свой прежний статус. Так что неудивительно, что современные жители Таррагоны из всей многогранной истории города предпочитают вспоминать лишь эпоху римлян. Период, когда город приравнивался ко второму Риму.