Процентная ставка в странах Еврозоны поднялась впервые за пять лет
Европейский центральный банк 1 декабря впервые за пять лет повысил процентные ставки. Стоит напомнить, что ставки с 2003 года находились на двухпроцентном уровне, и аналитики не единожды призывали ЕЦБ более активно реагировать на экономическую обстановку, приводя в пример ФРС США, повышающую ставку чуть ли не ежемесячно. В результате банк решился повысить ставку на четверть пункта — с 2 до 2,25 процента.
Несмотря на то, что члены управляющего совета банка в ходе обсуждения предлагали в качестве альтернативных вариантов и повышение ставки на полпроцента, так и сохранение ставки на прежнем уровне, решение о повышении на 0,25 процента было принято единогласно.
Позже, когда обеспокоенные действиями банка аналитики выскажут опасения относительно «американского варианта» повышения ставки сериями, глава ЕЦБ Жан-Клод Трише заявит, что речь не идет о нескольких повышениях подряд, а только о регулировании инфляционного давления и обеспечении гибкости монетарной политики.
Что это означает?
Зачем Европе нужны изменения
Изменение процентной ставки центральным банком страны является основным способом кредитно-денежного регулирования. Чем выше ставка, тем дороже банкам обходятся средства, занимаемые у Центробанка, и тем активнее они пытаются использовать имеющиеся средства.
Повышение ставки в общем случае приводит к снижению деловой активности и инфляции. Напротив, понижение процентной ставки стимулирует деловую активность и приводит к росту инфляции, позволяя получать необходимые для реализации проектов средства.
Колебания процентной ставки также отражаются на курсе национальной валюты: повышение ставки приводит к укреплению валюты, а понижение — к девальвации.
Евросоюз по ряду причин в течение долгого времени не менял процентную ставку, а к 2005 году сложилась ситуация, когда менять ставку стало так же опасно, как и не менять. Дело в том, что Евросоюз в последнее время страдал сразу от трех напастей: растущей инфляции, спада экономического роста и снижения курса евро по отношению к доллару.
То есть, в соответствии с описанным выше механизмом, если бы ЕЦБ повысил ставку, то это помогло бы выправить курс евро и снизить инфляцию. В то же время незавидный экономический рост свелся бы к нулю, возник бы риск рецессии сразу в нескольких европейских державах.
Не лучше был и путь понижения ставки. С одной стороны, он мог бы подстегнуть европейских производителей, а с другой — еще больше бы «утопил» евро и спровоцировал рост инфляции. Кроме того, не факт, что понижение обеспечило бы рост экономики еврозоны — процентная ставка и так находилась пять лет на беспрецедентно низком двухпроцентном уровне.
Наконец, победила приоритетная задача борьбы с инфляцией, ведь, по словам Трише, показатель инфляции в течение ближайшего года превысит запланированную планку в 2 процента. Кроме того, свой вклад в безрадостную инфляционную картину вносит рост цен на энергоносители. Так, за 2005 год баррель нефти подорожал на 31 процент.
Предложение денег, в свою очередь, увеличилось до самого высокого с мая 2001 года показателя, что свидетельствует о высокой вероятности роста цен. Поэтому был выбран вариант с повышением ставки, против которого выступили многие чиновники Еврозоны.
Непопулярное решение
Надо сказать, что неопределенность относительно будущих учетных ставок долгое время негативно влияла на курс евро по отношению к доллару. Вместе с другими факторами это привело к тому, что евро за год упал на 14 процентов по отношению к доллару.
После нынешнего повышения ситуация еще более усложнилась — у ЕЦБ в соответствии с его заявлениями есть моральное право повысить ставку еще как минимум на четверть процента.
Надо сказать, что министры финансов стран еврозоны совсем недавно просили ЕЦБ отказаться от повышения процентной ставки. В частности, они утверждали, что инфляция находится под контролем, а, значит, повышения ставки не требуется. К сожалению, они лукавили — уже в сентябре инфляция в еврозоне достигла 2,6 процента вместо плановых 2 процентов за весь год.
Впрочем, сдаваться европейские министры финансов не собираются. Так, Германия, являющаяся крупнейшей экономикой еврозоны, уже заявила, что намерена напрямую лоббировать в ЕЦБ сохранение нынешней существующей ставки.
Обращалась к банкирам и Организация по экономическому сотрудничеству и развитию, считавшая, что только сохранение ставки на прежнем уровне может поддержать европейскую экономику.
В свою очередь, глава ЕЦБ отметил, что росту еврозоны препятствуют два фактора — недостатки в проведении структурных реформ, призванных высвободить потенциал экономического роста, и недостаток уверенности как со стороны предпринимателей, так и со стороны потребителей.
Из этого заявления следует, что европейская монетарная политика никак не мешает экономическому росту. Кроме того, Трише наверняка известен обратный эффект от повышения ставки, когда действия центробанка заставляют предпринимателей сделать производство более эффективным и приводят к общему оздоровлению экономики.
Заключение
Конечно, управлять таким конгломератом как еврозона, непросто: как известно, главы европейских государств из года в год сталкиваются и с инфляцией, и с несоответствием требованиям к бюджетной задолженности, и с ростом безработицы.
Одним из небольших преимуществ их положения долгое время была «льготная» монетарная политика, которая позволяла достаточно просто получать деньги, когда они так необходимы.
ЕЦБ вызвал бурю возмущения лишь потому, что напомнил европейским государствам — полагаться в трудную минуту на центральный банк не следует, и уж тем более не стоит просить основной финансовый институт делать вид, что он не замечает неразберихи в европейской экономике.
Интересно, сколько лет продержится нынешняя ставка?