Aigues de Barcelona
Совсем недавно в центре Барселоны на Авениде Диагональ появился необычный небоскреб. Спроектировал это 34-этажное офисное здание, по форме напоминающее вытянутое яйцо или сигару, французский архитектор Жан Нувель (Jean Nouvel). Торре Агбар — штаб-квартира компании Aigues de Barcelona, контролирующей водоснабжение города, канализацию и прочие коммунальные услуги. В церемонии открытия штаб-квартиры управления городского водопровода принял участие король Испании Хуан Карлос.
Небоскреб видно почти из любой точки города. Здание невольно приковывает к себе взгляд, ведь Нувель строил не просто небоскреб, он строил небоскреб в Барселоне, поэтому Торре Агбар просто обязан был быть необычным. Особое внимание архитектор уделил фасаду здания. Он состоит из нескольких тысяч разноцветных окон, образующих сложные цветовые сочетания. Цвета здесь распределены случайным образом, как на мозаике. Тысячи стеклянных панелей окрашены эмалевой краской 40 различных оттенков и переливаются на солнце, как поверхность водоема.
Это создает эффект вибрации и движения, характерный для льющейся воды, как и планировал Нувель, видя в своем небоскребе гигантский фонтан или гейзер: «Он навеян волнообразными формами горы Монтсеррат, возникшей из недр земли словно гейзер». Кажется, что здание, играя с солнечным светом, переливается всеми цветами радуги.
Расположение 4400 окон небоскреба определила компьютерная программа – генератор случайных чисел. Это создало серьезные проблемы для сохранения статики оболочки здания, зависящей от каждого конкретного отверстия, а также повысило стоимость проектирования и строительства – для каждого этажа потребовалось разрабатывать индивидуальный план.
Общая площадь офисов в «Torre Agbar» — 39 000 кв. м, а стоимость башни – 133 млн. евро.
Башня «Агбар» привлекает не только своей необычной формой, но и замысловатой многослойной оболочкой, напоминающей чешую фантастической рыбы. Фасад башни состоит из двух прослоек. Первый слой — плотная бетонная скорлупа, облицованная ярко раскрашенными металлическими листами и беспорядочно разбросанными квадратиками окон. Второй слой — система полупрозрачных стеклянных жалюзи, вынесенных на расстояние вытянутой руки.
Подобные прослойки, или так называемые системы двойного фасада, все чаще применяются в современном строительстве. Они обеспечивают естественное вентилирование внутренних помещений, что экономит площадь, занимаемую ненужными здесь воздухопроводами и кондиционерами. В зимнее время фасадная прослойка, подобно воздушному буферу, задерживает выход тепла наружу. А летом, наоборот, накопленный за ночь холодный воздух устремляется внутрь.
Особенно эффектно Торре Агбар смотрится с горы Монжуик, когда перед тобой, как на ладони, лежит вся Барселона. Вздымаются в небо шпили Готического квартала, а за ними вдали, на расстоянии в два километра друг от друга, высятся «фонтан» Нувеля и «замок из песка» Гауди. И, как это ни парадоксально, готика, модерн и хай-тек гармонично дополняют друг друга. Такая уж Барселона.
Справка:
Такие работы Жана Нувеля как Фонд Картье и Институт арабского мира в Париже вновь вывели Францию на авансцену архитектурного мира. Крупнейший представитель французского хай-тека Нувель создает не просто умные постройки, но часто играет на оптическом исчезновении здания в среде. Его растворяющийся радужный небоскреб в Барселоне – Торре Агбар – стал новым словом в строительстве высотных зданий. В 2006 году открылась новая работа Нувеля – музей мировых культур на Кэ Бранли в Париже, где автору удалось создать взаимоперетекающую игру музея, среды и экспонатов. Каждая его работа – неожиданность и блеск архитектурной мысли.
Биография
Родился в 1945 г. в Сарла, Франция.
В 1966–1972 гг. учился в Школе изящных искусств, Бордо.
Первое бюро открыл в 1970 г. совместно с Ф. Сеньором, затем неоднократно работал с различными партнерами (1972 г., 1981 г., 1984 г., 1989 г.). В 1994 г. открыл полностью самостоятельное архитектурное ателье.
Мировой звездой стал после выигранного конкурса на проект здания Института арабского мира в Париже (1982 г.).
Избранные постройки:
1993 г. – Опера, Лион
1995 г. – Фонд Картье, Париж
1996 г. – Галерея Лафайет, Берлин
2000 г. – Концертный зал в Люцерне
2001 г. – Золотой Ангел, Прага; Газометр, Вена
2002 г. – Монолит, выставочный комплекс, Мора, Швейцария
2003 г. – Галло-романский музей, Периго, Франция
2004 г. – Новое крыло музея Королевы Софии, Мадрид
2005 г. – Торре Агбар, Барселона.