Your search results

Замок для русской музы

Posted by admin_qxu78hla on 16.11.2016
0

Даже спустя десятки лет после того, как ушли из жизни его обитатели, замок Пуболь хранит атмосферу потусторонней уединенности и отстраненности от суеты жизни — точь-в-точь такую, в которой блистательная Гала Дали встретила пылающий закат своих дней… 

Тридцать лет спустя

В жизни пары Дали призрачные очертания замка начали вырисовываться еще в 30-х годах: тогда Сальвадор Дали, зная о любви своей прекрасной дамы к Италии, обещал подарить ей замок в Тоскане. Но разные обстоятельства в то время помешали выполнению задуманного, и к разговору о замке художник вернулся ни много ни мало три десятка лет спустя — в 1968-м. Тогда они оба уже были немолоды. Гала, или Елена Дьяконова, которая всю жизнь была для Дали не просто женой и музой, но в каком-то смысле и матерью, и личным секретарем, и, как сейчас бы это назвали, пиар-менеджером, начала, по ее собственному выражению, отдаляться от «своего маленького Дали». В страхе потерять любовь всей своей жизни, художник стал искать замок уже в родной Каталонии. Поиски достойной архитектурной оправы, в которую он хотел заключить свое сокровище, велись долго и кропотливо: делались снимки местности с самолета, перебиралось множество вариантов. И вот был найден шедевр — пристроенный к церкви полуразрушенный дом XIV века в богом забытом крестьянском селении Пуболь, в часе езды от Кадакеса. Елена Прекрасная великодушно приняла дар, но с одним условием: супруг, как и любые другие гости, мог навещать ее в замке только по письменному приглашению. 

Красота в трещинах

Итак, где предстояло проводить летние месяцы музе, которой на момент покупки замка уже шел восьмой десяток? Это был средневековый дом с готическими элементами, утопающий в буйно разросшейся зелени сада, с сохранившимся гербовым лепным изображением ворона на фронтоне. В фасаде замка был найден вмурованный череп, а из одной стены торчали железные кольца — к ним, по одной из версий, приковывали разбойников и сжигали заживо. Закопченные фрагменты стены говорят о том, что эта зловещая история вполне может быть правдой. Само же здание, казалось, вот-вот лопнет под прессом веков, как перезрелый фрукт: потолки были местами обрушены, на фасаде виднелись глубокие трещины. Но Сальвадор Дали, который лично участвовал в восстановительных работах и, конечно же, в оформлении замка, видел в этом особое обаяние: он настоял на том, чтобы оставить как можно больше колоритных следов времени, укрепив лишь несущие конструкции. Саму же хозяйку замка ничуть не смущала его изолированность и мрачная атмосфера: казалось, в компании духов прошлого Гала чувствовала себя куда более комфортно, чем в светском обществе, от которого начала уставать. Всю жизнь блиставшая в высших кругах богемы, она признавалась, что с приходом старости ищет едва ли не монашеского уединения и простоты. И то и другое она нашла в Пуболе — но, разумеется, с оговорками: у необыкновенной женщины даже уединенная старость не могла протекать заурядно. В период жизни Гала в замке и у нее, и у Сальвадора Дали были молодые фавориты: художник сблизился с французской певицей, актрисой и моделью Амандой Лир, а Гала принимала у себя в замке певца Джеффа Фенхольта. Впрочем, все это не противоречило статусу единственной королевы, которой Гала оставалась для Дали до самого конца. 

14 вагнеров, слоны и розы

Как видно, «монашеское уединение» Гала в Пуболе было весьма условным, а что же насчет простоты? Кончено, по сравнению с домом Дали в Порт-Льигате этот замок был обставлен весьма лаконично, и все же его интерьер нельзя было назвать практичным и уж тем более скромным. В доме Гала аскетичность эффектно смешалась с готикой и сюрреализмом — и в этом союзе родилась удивительная обстановка. Впрочем, учитывая то, кто именно приложил руку к декорированию замка, иначе быть не могло. Уже в саду гостей встречают узнаваемые образы — скульптуры слонов на паучьих ногах-ходулях, словно шагнувшие сюда с картины Дали «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения». Тут же построен фонтан, украшенный странным набором персонажей: в центре громоздится зубастый морской черт, а по бокам наставлены 14 разноцветных голов Вагнера, любимого композитора Дали. Фоном для этих сюрреалистичных фантазий стали цветущие розы — ожившее воспоминание Гала о Ялте, где она проводила время в детстве. Здесь же, в саду, можно увидеть один из множества оптических обманов, наполняющих замок: в конце небольшой сужающейся аллеи Дали поставил маленькую статую — так игра размеров и перспективы визуально растянула пространство. 

Дом иллюзий

Населен грезами-творениями Дали и интерьер замка. Роспись потолка в Гербовом зале сходна с декором потолков дома в Порт-Льигате: Дали хотел, чтобы Гала, подняв глаза, всегда могла «видеть его в своем небе». Тут же стоит трон — старый позолоченный стул с расписанной спинкой, на которой сходятся в тонкой полоске горизонта небо и море Порт-Льигата. Трон охраняют два льва. Один из них держит в лапах корону, исполненную весьма иронично: из золоченых вилок. Здесь с гостями начинают играть обманки и визуальные мистификации, разбросанные художником по всему замку. Присмотритесь к одной из открытых дверей: в проеме виден фрагмент коридора, залитый светом. Но осторожно! — ваш взгляд только что ошибся измерением! Эта дверь — всего лишь картина, написанная Сальвадором Дали на стене и заключенная, будто в раму, в настоящий дверной проем. Другой фокус можно обнаружить в Фортепианном зале. Здесь Дали вновь играет с размерами и, можно сказать, проводит верблюда сквозь игольное ушко: украшает маленький столик лошадью в натуральную величину. Как? Очень просто: столик с круглой стеклянной столешницей стоит на стеклянной же вставке в полу, сквозь которую видно чучело белой лошади на первом этаже. Сам же столик опирается на настоящие лапы страуса и расписан четырьмя акварелями Дали. Еще одна шутка-обманка — декоративная пластина, закрывающая радиатор отопления. На ней художник с детальной точностью изобразил батарею, которую картина призвана спрятать. 

Королева Пуболя

Разумеется, образ самой Гала, проходящий через все творчество Дали, появляется и в его работах, созданных специально для замка. Одна из главных — картина «Дорога в Пуболь»: здесь художник аллегорично изобразил жизненный путь своей музы, который привел ее к замку. Силуэт Гала изображен и над дверным проемом, ведущим из Гербового зала в личные покои хозяйки: он символизирует границу между общественной зоной и неприкосновенным пространством, куда даже сам Дали не имел доступа. Сохранилась в замке и картина, написанная Дали уже после смерти Гала: «Хвост ласточки и виолончель». Она стоит в столовой, примыкающей к Гербовому залу, где работал овдовевший художник. Все остальные картины этого закатного периода Дали уничтожил, и «Хвост ласточки…» — последнее сохранившееся произведение сюрреалиста. Казалось бы, в этих скупых полуабстрактных росчерках уже нет ни следа Гала: но стоит вспомнить одно из ласковых имен, которыми Дали во множестве награждал свою музу, — «моя ласточка» — и все становится на свои места. 

Вещи из прошлого

Очень многое в замке сохранилось в неприкосновенности. Вот шахматы в библиотеке, вылепленные Дали по форме его собственных пальцев с коронами-зубами. Вот Красная спальня для гостей, где останавливался Джефф Фенхольт: с кроватью, столиком и полкой для мелочей. Вот Синяя спальня Гала, где уже после смерти жены Дали едва не погиб во время пожара, вспыхнувшего от искры в звонке для медперсонала: комната изрядно обгорела, но кровать с балдахином удалось восстановить. Вот ванная комната с причудливыми золочеными кранами и будуар с небрежно разбросанными на столе украшениями и косметикой хозяйки. А на чердаке обустроена выставка одежды: когда замок уже был открыт для посещения туристов, здесь поселились красная шапка-колпак художника, его куртка и внушительная коллекция платьев Гала — как авторства именитых модельеров, так и сшитых по дизайну самого Дали. 

Последняя дорога в Пуболь

В этом замке все наоборот: чердак, где обычно пылятся самые грустные, заброшенные напоминания о прошлом, хранит свидетельства блестящей молодости Гала. А вот в таком прозаичном помещении, как гараж, как раз-таки можно увидеть экспонат с наиболее печальной историей. Это темно-синий «кадиллак» супругов Дали. В июне 1882 года, когда тяжело больная 88-летняя Гала скончалась в доме в Порт-Льигате, этот автомобиль сыграл роль катафалка. Гала завещала похоронить себя в Пуболе, но законы на тот момент все еще запрещали перевозку покойников на длинные расстояния (отголосок времен чумы). Поэтому Дали расположил тело на заднем сиденье, рядом села медсестра: если машину остановят, было бы сказано, что сеньора умерла по дороге в больницу. Однако последнее путешествие Гала в замок прошло гладко. Она была похоронена здесь, в склепе замка под названием «Десятина»: когда-то   это подвальное помещение использовалось для хранения урожая — дани крестьян бывшим владельцам замка. Ее сон под прозрачной крышкой гроба охраняют фигуры жирафа, двух лошадиных голов и атлета — последний подарок Сальвадора Дали. Изначально планировалось, что художник будет покоиться здесь же, рука об руку со своей музой, но позже он завещал похоронить себя в театре-музее в Фигерасе. Чем было продиктовано это решение — сейчас остается только гадать. Быть может, Дали не видел в этом смысла после того, как Гала не сдержала обещание умереть в один день с ним и ушла раньше. А может, как и при жизни, он не хотел нарушать уединения королевы замка и вторгаться в ее единоличные владения. Так или иначе, Гала нашла здесь желанный покой — в замке, который стал для музы художника сюрреалистичными воротами в мир вечных грез….

Leave a Reply

Your email address will not be published.

  • Навигация

  • Статьи по годам

Compare Listings