Жирона — город с большой историей
На первый взгляд каталонский город Жирона кажется весьма заурядным, без особых излишеств. Тихие улицы, редкие прохожие. Кое-какая жизнь наблюдается лишь в ресторанчиках и кафе, где разомлевшие от жары посетители лениво потягивают освежающее вино и жуют коронное блюдо Жироны — хлеб с томатами. В общем, сонный город с бесконечной сиестой. Но это обманчивое впечатление, истинное лицо города занавешено пестрыми стенами домов, вытянувшихся вдоль реки Оньяр. Именно эти разноцветные фасады являются вратами во внутренний мир Жироны, в ее историю.
Путешествие в глубь веков начинается с узкой мощеной улочки. Когда-то именно здесь проходила знаменитая римская дорога — Виа-Августа. Она тянулась от Рима до Севильи и являлась стратегически важным объектом, для защиты которого в 76 г. до н.э. была возведена крепость Герунда. Массивная фортификационная стена хорошо сохранилась до наших дней. Надо сказать, что даже сегодня она выполняет своего рода защитную функцию. Дело в том, что старая часть Жироны — это квартал богатых людей и большая часть улиц не предназначена для посетителей. Но раз в году в начале мая, когда в Жироне проходит праздник цветов, в течение десяти дней город-крепость открывает свои ворота для всех желающих.
В эти дни извилистые улочки древней Жироны превращаются в настоящую оранжерею. Цветы украшают фасады домов, пестреют в храмах, арках и уютных дворах. Зачастую дизайнеры не просто расставляют свои произведения в должном порядке, но создают картину, в которой каждая веточка и каждый цветок имеют свой смысл.
Например, композиция в одном из дворов еврейского квартала напоминает о тех временах, когда из Испании были изгнаны евреи. Цветочные горшки здесь символизируют сердца, а свисающие с разных сторон веревки говорят о том, что, как бы далеко ни находились потомки живших здесь евреев, они навсегда связаны с Жироной.
Дело в том, что именно благодаря евреям Жирона стала процветающим городом и прославилась далеко за пределами Иберийского полуострова.
Согласно истории первые дети Израилевы появились в Испании еще во времена раннего христианства. Их существование было тихим и мирным, пока в начале V века на Иберийский полуостров не вторглись вестготы. Поначалу, пока захватчики придерживались своей языческой веры, евреям жилось спокойно. Но уже в VI веке, после принятия католичества, поведение вестготов резко изменилось. Евреям больше не разрешалось занимать общественные должности. Запрещалось петь псалмы на похоронах, заключать браки между евреями и христианами.
Положение ухудшилось в 616 г., при короле Сизебуте. Настоящий фанатик, он распорядился насильственно крестить еврейских детей. Взрослые совершали обряд крещения под страхом смерти. Мучения жиронских евреев закончились только в 711 г., когда полководец мавров Тарик вторгся на полуостров и через четыре года в его руках была почти вся Испания. Однако в Жироне мавры продержались сравнительно недолго, в 785 г. местные жители обратились за помощью к франкам, которые освободили город и присвоили ему графский титул. Но, несмотря на громкое звание, город еще долгое время пребывал в разрухе и нищете.
В 890 г. в Жирону приехало 20 еврейских семей. Они расселились вокруг христианского собора. Считалось, что это самое безопасное место в городе. Среди них были представители разных профессий: врачи, ювелиры, ремесленники, торговцы и т.д. Довольно быстро место, где расположились переселенцы, получило название Еврейский квартал, или Жиронский Колл. Евреи не зависели от губернатора города, а подчинялись только королю и не платили местных налогов. В общем, жили своей общиной и в короткие сроки достигли процветания, а благодаря обширной торговле подняли экономику города. Однако это был лишь материальный вклад, впереди Жирону ждала истинная слава города мудрости.
В 1194 г. в Жиронском Колле родился мальчик Моше бен Нахман, которому суждено было стать самым уважаемым раввином еврейской общины в Испании. Нахманид, так звучит имя раввина на европейских языках, был человеком всесторонне развитым. Он был врачом и раввином Жироны. А впоследствии стал главным раббе всей Каталонии. Помимо многочисленных научных интересов, Нахманид увлекался учением еврейских мистиков — каббалой. В переводе с иврита слово «каббала» означает «получение», «восприятие». Каббалисты по-своему трактовали особенности еврейского алфавита и числовые значения его букв.
Они искали скрытый смысл в стихах и отрывках Торы. Видели проявление духовных и божественных сил в материальном мире. Даже сегодня в садах Еврейского квартала Жироны деревья расположены особым образом, так, что сад в целом наполнен особым смыслом, доступным только его создателям. Атмосфера мистики пропитывает каждый уголок квартала, который и без того благодаря длинным лестницам и узким запутанным улочкам выглядит весьма таинственно.
Но интерес Раббе бен Нахмана к каббале не был простым любопытством. Он стал основателем каббалистической школы в Жироне, написал комментарии к Торе, которые признаны самым старым каббалистическим произведением на Иберийском полуострове и главной дидактической работой в религиозной литературе испанских евреев.
В XIII-XIV веках дело главного раббина Каталонии продолжили его ученики, один из которых считается автором знаменитой книги «Зохар», что означает «Сияние».
Однако золотой век испанских евреев подходил к концу. На евреев начались гонения. Монахи подстрекали чернь к разгрому еврейских домов. Впервые в Испании евреи обязаны были носить на одежде желтый лоскут. Евреям был дан выбор — крещение или смерть. Многие соглашались на христианский обряд, однако, несмотря на это, новообращенные не были приняты обществом. За крещеными евреями закрепилось название «марраны», что буквально означало «свиньи».
Однако, как показало время, это было только начало серьезных испытаний. В XV веке после брака Изабеллы Кастильской и Фердинанда II Арагонского родилось каталоно-арагонское королевство. Фанатичная христианка Изабелла желала сделать Испанию чисто христианской страной. В это время инквизиция приобрела еще большую силу и власть. Допросы, пытки и жар костров стали визитной карточкой Испании того времени. Но многие евреи не желали отрекаться от веры отцов, несмотря на страшную участь. И отцы инквизиции поставили евреев перед выбором: крещение или изгнание.
Согласно указу 2 августа 1492 г., все евреи Испании обязаны были покинуть страну. Предание гласит, что, поднимаясь на корабли, которые увозили их за пределы Испании, евреи распевали псалмы и гимны своих великих поэтов. А на следующий день после изгнания евреев Фердинанд и Изабелла были заняты проводами другой морской экспедиции. 3-го августа 1492 года корабли «Нинья», «Пинта» и «Санта-Мария» под командованием Христофора Колумба отплыли в поисках нового пути в Индию.
Большую часть денег, необходимых для экспедиции, Колумб получил от тех самых марранов. После изгнания иудеев из Испании еврейские кварталы были заселены бедными христианскими семьями. Поскольку денег на обустройство домов у новых обитателей не было, то еврейские дома сохранились до наших дней почти без изменений.