В Барселоне отмечают самый зажигательный праздник
В Барселоне отмечают самый зажигательный и в буквальном смысле самый огненный праздник
Яркая, пестрая, многоголосая толпа. Внимательный наблюдатель замечает, что среди разношерстной публики присутствуют группы людей в одинаковых широких белых брюках и пестрых рубашках. Это акробаты. Внезапно гул на площади перекрывают звуки флейты. Крепкие руки взмывают вверх, образуют нечто вроде фундамента здания. Несколько мужчин карабкаются на плечи тех, чьи руки уже создали основу человеческой пирамиды, и, взобравшись, снова скрещивают руки, выстраивая следующий этаж башни… Три, четыре, пять… Пирамида, на самый верх которой забирается наиболее юный и хрупкий участник труппы, дорастает до нескольких этажей. Такие башни выстроились в разных уголках площади. Короткий миг триумфа — и пирамида рассыпается, флейты замолкают.
Это происходит в Барселоне. Город празднует свой самый главный праздник — Фиеста Ла Мерсе. В этот день отдают дань покровительнице города — святой Мерседес. Согласно легенде, в 1637 году Святая Дева спасла город от нашествия саранчи. И каждый год три сентябрьских дня, с 24-го по 26-е, превращаются в феерию, охватывающую практически все кварталы. Более 3000 артистов самых разных жанров выступают на импровизированных сценах, да и просто в толпе, а еще здесь собираются джазовые ансамбли, танцевальные коллективы, оркестры и оркестрики всех мастей.
Выступление Castellers (дословно — строителей башен) — самый популярный аттракцион. Тут же, на площадях, местные жители отплясывают сардану — бойкий танец с несложным набором движений. Каталонцы его обожают, и, когда он был запрещен в 30-е годы, все равно танцевали сардану на улицах и площадях «назло Франко». В праздничные дни проходит Bal de Gegants: куклы — великаны (люди на ходулях) шествуют по всему городу, вызывая восторг у самых маленьких гостей.
Что такое кастельс?
«Кастельс“ — каталанское слово, которое означает замки — культурное явление, свойственное Каталонии, которое состоит в поднимании человеческих конструкций. Происхождение этой традиции восходит к концу XVIII века, когда в Вальс группы, называемые“ кольес», начали соперничать в строительстве различных типов человеческих пирамид, таких, какие сегодня мы знаем. В замке можно ясно различить три части: «пиния», «тронк“ и “ пом дальт». «Пиния» — основание строительства, на котором распределяется весь его вес и цель которого, ослабление удара в случае падения, но прежде всего стабилизация и опора, поднимающейся пирамиды. Вертикальная структура, «тронк» состоит из конкретного числа людей на каждом этаже, которое меняется в зависимости от замка (от 1 до 9 человек), давая ему имя. На самой вершине замка находится «каналия» (слово, которое значит «дети“), формируя “ пом дальт» , так как именно дети со своей быстротой и легкостью поднимаются наверх к вершине. В замках большого масштаба могут добавляться одно или два основания опоры на «пиния». Они называются «фольре» и «манильес» и добавляются в зависимости от ситуации соответственно на втором или третьем уровне от земли. Каждый человек, который участвует в этом строительстве, получает имя «кастельер». «Кастельс» строят по определенной технике, которая меняется в зависимости от его структуры. Обычно строительство начинается с того, что собирается «пиния», с очень точным порядком, каждый на своей позиции и с определенной функцией. Затем поднимаются по очереди различные этажи конструкции, размещая самых сильных людей на нижних и самых быстрых и легких на верхних этажах. Последним поднимается — «анщанета», мальчик или девочка, которая, забравшись на самый верх, поднимает руку, приветствуя публику… В этот момент максимальных эмоций, «кастель» считается коронованным. В действительности это только половина задания, потому что еще нужно демонтировать всю структуру, не упав. Выполнение некоторых особенных или комплексных «кастельс», может значительно меняться, имеется в ввиду усложнение конструкций на уровне «пиния», со своими «фольрес» и «манильес», или на уровне «тронк», и даже возведение замка в обратном порядке, или же строительство пирамиды на весу.
Строительство каждого «кастель» сопровождается мелодией, которая показывает эволюцию строительства: «ток кастельс». «Гралья» (похоже на свирель) и литавры это инструменты, которые традиционно сопровождают «кастельс» и являются неотделимой составной частью его праздника и его эмоций. Начало и конец каждой деятельности тоже имеют свои собственные мелодии ( «toc d’entrada a la plaça» (сигнал выхода на площадь) и «toc de vermut» (сигнал вермута)), приглашают публику присутствовать на событии и на обед по его окончанию. Это так, потому что традиционно, строительство кастельс осуществлялось в полдень воскресенья, на площади Муниципалитета каждого города, как одно из главных событий Дня Города. В этот день три «кольес» или группы обычно объединяются и поднимают три «кастельс» каждая и последнюю пирамиду «пилар» (кастель структуры 1) прощания. Сегодня много дней в течение года, в которые можно наблюдать «кастельс», несмотря на то, что сезон начинается в июне и заканчивается в середине ноября. Наиболее значительные даты календаря — следующие:
— 15 августа: Маре-де Деу дагост, в Бисбаль дэль Пенедес
— 30 августа: Сант Феликс, в Вилафранка дэль Пенедес
— 24 сентября: Маре-де Деу Мерсе, в Барселоне (событие проводится в ближайшее воскресенье)
— в первое воскресенье октября по четным годам: Конкурс «Кастельс», в Таррагоне
— 22 октября: Святая Урсула, в Вальс (событие проводится в следующее воскресенье)
— 1 ноября: Тотс Сантс (День Всех Святых), в Вилафранка дэль Пенедес
— третье воскресенье ноября: Диада дэльс Минионс-де Террасса, в Террасе
Приезжайте в Каталонию увидеть это собственными глазами … это заслуживает внимания!
С наступлением темноты действо приобретает поистине языческий характер. Начинается Correfoc — шествие демонов, драконов и прочей нечисти. Чудовища всех мастей на фоне рваных форм знаменитых произведений Гауди — Каза-Мила и Саграда-Фамилия — создают ощущение фантасмагории. Correfoc — огненный спектакль в прямом смысле этого слова. Участники шествия, движущегося от Пласа-де-Каталунья в сторону порта, забрасывают толпу горящими и взрывающимися хлопушками. Всем туристам рекомендуется сменить легкие платья и майки на одежду, не подверженную возгоранию (она продается прямо здесь, на улице), шлепанцы — на закрытые туфли и иметь при себе головной убор.
А потом наступает утро. Туристы рассаживаются в экскурсионные автобусы и едут на встречу с будничной Барселоной, где творили Гауди и Пикассо, где находится один из самых знаменитых музеев — Миро, где праздник — привычное дело.