Кафедеральный Собор Святой Евлалии
КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР Св. Евлалии
В IV в. на самом высоком месте древнеримской колонии, на небольшом холме Монс Табер уже стояла церковь. Надо думать, что эта церковь имела для горожан большое значение, если два века спустя она стала Кафедральным собором и в ней проходил Церковный Собор 559 г. Время не пощадило собора: он был разрушен маврами под предводительством аль-Мансура в 985 г. Каталонский граф Рамон Беренгер I построил немного позже тысячного года собор в романском стиле, но только во времена короля Якова II Арагонского стал разрабатываться проект грандиозной церкви, какой мы ее видим сегодня, рядом с Авингуда-де ла Катедраль в самом центре Барри Готик. Строительство началось в 1298 г. и завершилось только через 150 лет, в 1448 г. Собор возведен по всем канонам каталонской готики. Памятная табличка рядом с Порта-де Сант Иу, на Каррер делс Компес, указывает дату начала строительства. Собор посвящен Св. Евлалии, юной девушке, жившей в IV в., которая была подвергнута пыткам и приняла мученическую смерть за христианскую веру. На протяжении многих веков здание подвергалось значительным перестройкам; главный фасад, который до сих пор вызывает критические замечания, был выполнен в конце прошлого века архитекторами Местресом и Фонтом, которые, очевидно, пользовались оригинальными чертежами французского архитектора, сделанными в 1408 г. Центральный шпиль собора был возведен лишь в 1913 г.
Интерьер собора строгий и величественный. Витражи огромных окон выполнены в XV в., они освещают три нефа, являющихся одним из самых ярких образцов каталонской готики. Собор, как настоящая шкатулка с сокровищами, не перестает удивлять посетителей: 26 капелл и сакристия, крипта с саркофагом святой, прекрасный клуатр — все это достойно самого внимательного осмотра. Около главного входа находится Капелла Баптистерия с мраморными крестильными купелями, выполненными Онофре Жулиа примерно в 1443 г. С противоположной стороны расположена Капелла св. Олигария с кованой железной решеткой. Она датируется 1405 г.; над алтарем епископа Олигария (работа Са-Англады) установлено деревянное Распятие (XVI в.), которое Дон Хуан Австрийский (побочный сын Филиппа II) брал с собой на флагман эскадры христианского флота в битве против турок при Лепанто. За Капеллой Св.Олигария расположена Капелла Св.Климента с готическим саркофагом Доньи Сансы Шименис-де Кабрера и алтарь XV в. За трансептом открывается пресбитерий, Капелла Мажор (Главная капелла) собора. В капеллах, опоясывающих хоры галереи, находятся многочисленные алтари XIV и XV вв., считающимися непревзойденными образцами каталонского искусства. В Капелле Св. Мигеля сохранился алтарь XIV в. с полотном на сюжет «Посещение», в Капелле дель Патросини (Капелла Св. Покровителей) находится один из шедевров Берната Марторелла — алтарный образ «Преображение», в апсидной Капелле дель Сантиссим Сакрамент (Св. Причастия) находится алтарь XIV в. с изображением Архангела Гавриила. В шестой капелле в алтаре изображены Св. Мартин и Св. Амвросий, в седьмой (XV в.) — Св. Клара и Св. Екатерина. В Капелле делс Сантс Иносентс находится готическое надгробие епископа Рамона-де Эскалес.
Справа от Главного алтаря расположены два надгробных памятника основателям собора: графу Рамону Беренгеру I и его супруге Альмодис. Слева от трансепта можно попасть на Каррер делс Компес через Порта-де Сант Иу, самую древнюю часть собора, сохранившую романские черты. Под Главным алтарем небольшая лестница ведет в Крипту, где в алебастровом саркофаге (1327 г., работа одного из учеников Николы Пизано) покоятся останки Св. Евлалии. На большом замке свода крипты, проект которого принадлежит Жауме Фабре, немецкий художник Мюллер изобразил Коронацию Св. Евлалии. В центре главного нефа находится ренессансная ограда большого Хора. Работы по его созданию начались в 1390 г., когда епископом Барселоны был Рамон-де Эскалес: его герб (три лестницы) изображен на стенах хора. Вся ограда декорирована мраморными барельефами со сценами из жизни св. Евлалии (работа Ордоньеса и Вилара, 1517 г.). За оградой находятся знаменитые деревянные кресла, украшенные разноцветными позолоченными гербами рыцарей Ордена Золотого Руна, которых созвали в Соборе император Карл V и эрцгерцог Максимилиан Австрийский в 1519 г. Кресла и епископская кафедра — работа Са-Англады, а венчающие их пинакли — произведение немецкого мастера Лохнера (завершены в конце XV в.).
В углу, справа от Капеллы Мажор, находится Сакристия, где хранится Сокровищница собора. Это ценная коллекция предметов культа и церковного искусства, среди которых реликварий XV в., украшенный орденской цепью Золотого Руна, принадлежавшей Карлу V, золоченое кресло арагонского короля Мартина I и ковчег для даров из золота и серебра (1390 г.).
В Клуатр (внутренний дворик) можно попасть через Порта-де Сант Север, из Капеллы Санта Лусия, расположенной справа от главного входа в собор, через Порта-де Санта Эулалия (прекрасный портал в стиле «пламенеющей» готики, XV в., не закончен), которая выходит на Каррер дель Бизбе Ирурита, и через Порта-де ла Пьетат, над которой в люнете находится деревянное изображение Пьеты, выполненное в северо-европейской манере (XVI в.). Этот дворик является не только одним из самых красивых готических клуатров, но представляет собой уникальное сооружение, благодаря исключительному разнообразию составляющих его частей. Вдоль трех из четырех его сторон находятся старинные капеллы религиозных конгрегаций, отгороженные от галереи простыми коваными решетками. Самым старинным является крыло, примыкающее к собору, оно датируется XIV в., другие относятся к середине XVв.
На стыке старинного крыла с тем, которое перпендикулярно стороне церкви, расположена Порта-де Сант Север в романском стиле, напротив которой находится очаровательный старинный фонтан для омовения рук, размещенный внутри небольшого сооружения в форме маленького храма Пабелло-де Сан Жорди, свод которого украшен скульптурными изображениями: в центре — Св. Георгий, а по нервюрам — Отцы Церкви. Каждый год на праздник «Корпус Домини» (Тела Господня) в этом крошечном храме исполняется традиционный «танец яйца»: яичная скорлупа, подвешенная над фонтаном, «танцует» под воздействием водной струи. Около этого храма находится небольшое озерцо, в котором плавают гуси, считающиеся символом непорочной чистоты Св. Евлалии. По диагонали от Порта-де Сант Север расположена Капелла Санта Лусия, или, если быть точными, остатки романской церкви XIII в. Она была посвящена Мадонне в 1268 г.; со стороны фасада — красивый романский портал. Интерьер простой и строгий, планировка прямоугольная, свод цилиндрический; здесь находятся гробницы епископа Арнау-де Гурб, основателя капеллы, и каноника Св. Коломы. Изображение святой украшает главный алтарь.
Зал Капитула, смежный с капеллой, был построен в первой половине XV в., сейчас в нем размещен Музей собора, в котором, среди других произведений искусства, находится «Пьета» Бартоломе Бермехо (конец XV в.), миниатюрный требник Св. Евлалии (работа Рамона Десторрента), алтарь с изображением Св. Бернардина (XV в.) Жауме Угета, «Мадонна с младенцем» (XV в.) Сано ди Пьетро и «Св. Онуфрий» (XIV в.) Жауме Серра.
ГОТИЧЕСКИЙ КВАРТАЛ / BARRIO GOTICO / BARRI GOTIC
Этот средневековый квартал, с наиболее выдающимися городскими монументами, называют также «Соборным» (Барри-де ла Сеу), имеет он и более забавное название «ровелл-де л`оу» (яичный желток). Квартал, расположенный между Кафедральным собором и Ратушей и частично окруженный бастионами древнеримских стен, является, вероятно, самой притягательной частью города. В начале XX в. его стали называть «Готическим», хотя готические здания сохранились и в других частях города. Однако именно здесь архитектурный ансамбль зданий представал в идеальной гармонии и заслуживал наибольшего внимания, в связи с чем в этом квартале был проведен целый ряд серьезных реставрационных работ. Квартал начинается с Пласа Нова, самой старинной площади Барселоны, с которой когда-то можно было попасть на территорию римского поселения «Барсино» и на которой в XIII в. находился самый процветающий рынок города, где продавались также и рабы. Здесь еще сохранились две римские башни, являвшиеся частью старинной городской стены, которая была единственной защитой города вплоть до XIII в. К этому периоду относится Епископский дворец (Палау Эпископаль), который находится справа от римских башен, создавая тем самым разительный контраст с современным зданием Коллегии Архитекторов, фриз наружного фасада которого выполнен Пикассо.
Барочный фасад XVIII в., обращенный на Пласа Нова, не должен вводить в заблуждение: на самом деле, это очень древнее здание, возникшее на фундаменте римских стен (от которого оно заимствовало одну башню). Искусные реставраторы вернули зданию частично (на внутреннем дворе и служебном фасаде, обращенном на Каррер дель Бизбе Ирурита) его первоначальное великолепие.
Слева от римских башен находится бывшая резиденция архидьякона Луиса Десплы — Каса дель Ардиака (в настоящее время здесь располагаются Исторический архив города и Институт истории Барселоны). Это здание, вероятно, очень древнее (XI в.), но в последующие века оно неоднократно перестраивалось, в результате чего сегодня образовался гармоничный готико-ренессансный ансамбль. Особенно хорош внутренний дворик с галереей из низких арок, в его центре находится фонтан, выложенный мхом.
Один из трех фасадов дворца выходит на знаменитую Епископскую улицу (Каррер дель Бизбе Ирурита), являющуюся сердцем Барри Готик, которая тянется вдоль бокового фасада Собора и доходит до Пласа-де Сан Жауме. Приблизительно по центру над этой красивой улицей переброшен изящный мостик, который не только является украшением и достопримечательностью улицы, но и выполняет функциональное значение, соединяя Дворец Правительства (Палау-де ла Женералитат) со служебным фасадом Дома Каноников (Каса делс Канонжес). Мостик, представляющий собой шедевр готического искусства в миниатюре, был выполнен в 1926 г. Жоаном Рубьо. Дом Каноников — это обширное сооружение неправильной планировки, построенное в XIV в. и недавно отреставрированное; один из его фасадов выходит на Каррер Парадис. Здесь расположено несколько средневековых зданий, открытых для посещений, в которых, кроме Каталонского экскурсионного центра, находятся остатки Римского храма II в., посвященного Августу: это четыре мощные, установленные на подиуме коринфские колонны с каннелюрами и архитравом. Храм возвышался на самом высоком месте римской колонии «Барсино», а именно на вершине горы Табер (Монс Табер). По правую сторону улицы Каррер дель Бизбе Ирурита, в направлении от Пласа Нова к готическому мостику, находится узкий переулок, выходящий на небольшую, уютную и скрытую от посторонних глаз площадь. Это Пласа-де Сан Фелип Нери, настоящий тихий уголок (хотя бы потому, что найти ее очень трудно и мало кто сюда забредает), со скромным фонтаном в центре и доминирующим над площадью простым и строгим зданием Церкви Сан Фелип Нери, построенным в XVIII в.
ПЛАСА ДЕ РАМОН БЕРЕНГЕР ЭЛЬ ГРАН
Эта площадь расположена с восточной стороны городской стены, встроенной в Королевский дворец (Палау Реаль), и образует нечто вроде узкой полоски сада непосредственно у подножия стен. Здесь же, на улице Лайетана, возвышается Конный памятник графа-короля Рамона Беренгера III (1082-1131 гг.), принадлежащего к той же династии, что и граф Рамон, который в 1058 г. восстановил и перестроил городской собор. Фоном памятнику служат не только римские стены, но и Капелла Санта Агата.
Придворная капелла Большого Королевского дворца (Палау Реаль Мажор) стоит на том месте, где находилась старинная часовня Санта Мария, и построена на фундаменте древнеримских стен. Единственный высокий неф изящной формы со стрельчатыми арками имеет красивый деревянный полихромный кесонный потолок.
На апсиде сохранились гербы Якова II и его супруги Бланки Анжуйской, а над главным алтарем находятся шедевры старинной каталонской живописи — Поклонение Волхвов (в центре, внизу) и Распятие (в центре, наверху), в окружении шести сюжетов из Священной истории. Произведение было выполнено Жауме Угетом в 1464 г. и получило название «Ретабло дель Кондестабле», так как было заказано художнику коннетаблем Доном Педро Португальским, одним из претендентов на каталоно-арагонскую корону. С улицы Лайетана, которая является одной из главных артерий города, проходящей через самый старинный квартал и соединяющей возвышенную часть Барселоны с портом, по вечерам можно любоваться незабываемым фантастическим зрелищем: в яркой подсветке предстает величественный ансамбль — древнеримские стены и Капелла Санта Агата, над которыми доминируют дозорная башня короля Мартина и колокольня Кафедрального собора.