Your search results

Гауди и Барселона

Гениальный создатель стиля Модерн в архитектуре, гордость Испании, зодчий и скульптор Антонио Гауди погиб седьмого июня 1926 года в возрасте 74 лет, попав под первый пущенный в Барселоне трамвай. Он был бедно одет, при нем не было документов. Первую жертву прогресса приняли за случайного бомжа и отправили в больницу Святого Креста, находящуюся неподалеку от собора Саграда Фамилиа и предназначенную для нищих и бездомных. Там старик и умер. Тело уже собирались отправить в общую могилу, но одна женщина случайно узнала покойника. Хоронила его вся Барселона…

Модерн возник как ответ скучной размеренности и реализму, уныло опирающемуся на действительность. Цветы, водоросли, медузы, морские звезды, рептилии и насекомые — все наиболее далекие от человеческого сознания формы жизни стали важнее философских концепций, незыблемых эстетических представлений. Вазы и лампы причудливо изогнулись, мебель приобрела цветочный орнамент, а дамы нацепили броши в виде стрекоз. Архитектуру, как наиболее консервативную форму искусства, эти мимолетные, скользящие, летучие прелести, казалось бы, не должны были интересовать, но на сцену вышел Антонио Гауди-и-Корнет.

Сочетание жизни Гауди с его искусством парадоксально. Модерн, заинтересованный половым вопросом, обратил внимание на чувственное, прекрасное женское тело, таящее в себе опасность преступления (один из любимых образов эпохи — Саломея), — Гауди избегал женщин. Время склоняло к эпикурейству, — Гауди вел жизнь аскетическую, почти монашескую. Эпоха требовала богоборчества, бунтарства и утверждения себя как сверхчеловека, — Гауди 43 года возводил самый фантастический в мире собор — Саграда Фамилия (Собор Святого Семейства). Он стал последним по духу средневековым зодчим. Гауди непостижимым образом смог сочетать эгоистичную и ветреную эстетику модерна с тяжелым, воловьим трудом маленького человека. Католическая церковь рассматривает вопрос о причислении Гауди к лику святых.

Его убеждения были простыми и крепкими: «каждый человек должен жить и умереть у себя на родине, а каждая семья — иметь свой дом… Снимать жилье — все равно, что эмигрировать». Сам Гауди, не имея ни семьи, ни дома, свою жизнь и полвека непрерывного труда отдал Барселоне.

Директор школы архитектуры при вручении Гауди диплома заявил, что не знает, гений тот или безумец. Его творения кажутся нереальными, абсурдными, при взгляде на них хочется заявить, что «так не бывает». Но все невероятности Гауди логически и математически выверены. Он создал новый мир, вселенную растений, животных и человекоподобных сущностей, гармоничную и справедливую. Одно из прозвищ Гауди — «вечный ребенок»: лишь дети отчаянно и дерзко способны каждый день создавать по вселенной, не боясь несоответствий.

Гауди называл свои проекты «органическими конструкциями». Его архитектура растет и дышит, как живой организм, и как в природе не бывает по линейке выверенных линий, так нет их и в плавных, зигзагообразных, каплевидных, спиралевидных, звездчатых и каких еще угодно обьктах Гауди, сравнимых — с волной, с застывшей музыкой, с кружевом, сплетенным северным ветром, с лапкой ящерицы или зазубринами кленового листа.

У Гауди все соотносится со всем. Ворота парка Гуэль в виде железного дракона, стерегущего сад Гесперид, расположены под живым апельсиновым деревом, плоды которого перекликаются с невероятной оранжевой гроздью над одной из башен Саграды. Мебель, спроектированная Гауди, напоминает очертания человеческого скелета, обтянутого мышцами, фасад дома Мила повторяет узор морской волны и причудливых скал над Барселоной.

Переломным пунктом в его биографии стала встреча с меценатом, графом Эусебио Гуэлем. Тот выкупил большой участок на склоне горы под парк, где планировалась постройка домов для местных богачей. Парк Гуэль по тем временам оказался коммерчески провальным предприятием. Он не устроил людей, желавших жить за городом, своей близостью к Барселоне, и не удовлетворил урбанистов тем, что находился на выселках.

Парк был отдан Антонио Гауди для воплощения мечты графа о «городе-саде». Архитектор получил пространство для своих «безумных фантазий» (слова критиков того периода). И вот — мозаичный дракон (страж подземных вод Пифона), «змеиная» скамья, в которую были вставлены тысячи керамических черепков, собранных на улицах и помойках Барселоны, дома и павильоны, похожие на гребнистые раковины, знаменитые колонны зала Гипостиль, пешеходная дорожка под сводами, будто вырастающими из скалы… Теперь, по решению ЮНЕСКО, парк стал «достоянием человечества».

Поддерживаемый своим другом и покровителем, Гауди стал модным и востребованным архитектором. Заказы сыпались на него, как из рога изобилия. Его творения преобразили облик каталонской столицы.

Чудо-дом «Каса Висенс» украшает улицу Каролинес. Мини-дворец «Каприз» в сказочно-арабском духе построен для графа Диас-де-Кихано. Дом Мила (Ла Педрера — Каменоломня) словно вырезан из сердцевины скалы, с безумными интерьерами внутри и каменными фигурами на крыше. Крыша сине-голубого Дома Батло — чешуйчатое тело дракона, а башня на крыше — вонзенное в дракона копье (Святой Георгий — покровитель Каталонии). Кровля барселонской резиденции Гуэлей щетинится лесом декоративных дымоходов и надстроек вентиляционных отверстий, а в центре, на конусе, венчающем купол вестибюля, — блестящий шар солнца и флюгер…

Главное дело жизни Гауди — Собор Святого Семейства, строившийся на народные средства, и не завершенный по сей день. (Ни один барселонец, даже самый глубокий старик, не видел собора Саграда Фамилиа без строительных лесов). Ему зодчий посвятил более сорока лет жизни. В последние двенадцать лет он обрек себя на добровольное монашество среди лесов Саграда Фамилиа, поселившись на стройке и отказываясь от самых выгодных заказов, лишь бы не прерывать работу.

Первая и единственная целиком построенная Гауди колокольня собора, носящая имя святого Варнавы, была окончена за год до смерти мастера. Еще он успел увидеть, как выглядят в завершении нижняя церковь, апсида, часть галереи и портал часовни Богоматери Росарио. О Соборе архитектор Луис Генри Салливен сказал, что он создан «из камня, в который Бог вдохнул жизнь».

Гауди говорил: «Архитектор — это повелитель в самом истинном смысле этого слова, потому что он не получает готового закона, но должен создать его. Поэтому великих властителей называют зодчими народов».

Закон, созданный Антонио Гауди, — закон волшебных снов, приснившихся рождественской ночью гениальному ребенку, задетому крылом ангела.

Очень много информации со ссылками вот здесь http://barcelona-maresme.com/barcelona/221/

Оставьте ваш комментарий

Your email address will not be published.

  • Навигация

  • Статьи по годам

Compare Listings