Всё о Барселоне
Достопримечательности и пешеходные экскурсии в Барселоне
Аквариум (Aquarium)
Самый большой аквариум в Европе по праву гордится величайшей в мире коллекцией средиземноморской флоры и фауны. Здесь собраны 8000 представителей 300 видов рыб, моллюсков, водорослей. На площади почти 15000 кв. м находится 21 аквариум, в каждом из которых с максимальной точностью воссозданы условия обитания определенных сообществ морских организмов. Незабываемое впечатление производит огромный центральный аквариум, называемый Океанариумом. В его глубине оборудован 80-метровый прозрачный туннель, по которому движется эскалатор с экскурсантами. Создается ощущение фантастической и реальной прогулки по дну моря среди рыб, подводных гротов, затонувших кораблей. Режим работы: июль-август — с 9.30 до 23.00, июнь, сентябрь и выходные дни — до 21.30, остальное время — до 21.00. Билет: 15 EUR для взрослых,. Тел. 93 221 7474. Moll de’Espanya. Метро: Drassanes (L3), Barseloneta (14).
Зоопарк
Зоопарк Барселоны — один из самых известных в Европе. На площади 14 га можно увидеть представителей животного мира лесов Амазонки и африканской саванны, певчих и хищных птиц со всего света, в аквариуме и террариуме — экзотические виды и местных обитателей. Еще несколько лет назад здесь жила единственная в мире горилла-альбинос по имени Снежок. Он достиг солидного возраста 36 лет, перенеся операцию на сердце и пережив пять жен. В настоящее время о нем рассказывает специальный музей. Детский зоопарк в виде фермы с домашними животными создан для образования малышей. Имеются зоны отдыха и зоны для пикников, бары и рестораны (цены на питание здесь на 50-60% выше, чем за пределами территории), телефоны, аптека, сувениры, трамвайчик для передвижения по территории. Зоопарк работает без выходных, зимой с 10.00 до 17.00, летом — с 9.30 до 19.30. Вход: 10 EUR для взрослых, Тел. 93 225 67 80. Pare de la Cuitadella. Метро; Arc de Triomf (LI), Barcelonetta или Cuitadella (L4).
Канатная дорога
Порцию острых ощущений в Барсе можно получить и днем. Для этого, в столице Каталонии оборудована специальная канатная дорога. Она протянула свои нити от припортового пляжа к горе Монтуеш, где в далеком 1990 располагалась олимпийская древня. В спортивном лагере, конечно, «ловить» нечего. Но, если следуя указателям спуститься к зданию этнографического музея Барсы, и подгадать свой визит часам к 7 вечера, можно попасть на музыкальный спектакль знаменитого светового фонтана. Зрелище более чем достойное!
Парк Гуэль
Наиболее популярная работа Гауди в этой части города, парк Гуэль, находится всего в нескольких шагах от Грасии, на холме в пригороде Валькарка (Vallcarca). Парк Гуэль Olot, 7; Metro Lesseps, Vallcarca; ноябрь-февраль: пн-вс 10.00-18.00; март, октябрь: пн-вс 10.00-19.00; апрель, сентябрь: пн-вс 10.00-20.00; май-август: пн-вс 10.00-21.00; вход свободный. Здесь же находится и Дом-музей Гауди (Casa-museu Gaudi) 93 219 38 11; май-сентябрь: пн-вс 10.00-20.00; ноябрь-февраль: пн-вс 10.00-18.00; март-апрель, октябрь: пн-вс 10.00-19.00; вход — €2, 40, для студентов, посетителей старше 65 лет — €1, 20, для детей до 10 лет свободный. В 1900 году Эузеби Гуэль выкупил этот холм (15 га), чтобы устроить здесь частный город-сад на английский манер. Участки в парке предназначались на продажу для застройки особняками, а всю инфраструктуру и места общего пользования Гуэль поручил Гауди. Однако проект провалился: для тех, кто хотел жить в Барселоне, парк был слишком далеко от центра, а для тех, кто хотел жить за городом, — слишком близко. В результате наследники Гуэля продали холм городским властям, которые открыли парк для публики.
За воротами поднимается широкая лестница с фонтанчиками, гербом Каталонии и огромной мозаичной ящерицей, ставшей одним из символов Барселоны. Лестница уводит на самую вершину холма, где разбита огромная площадь-терраса, по всему периметру которой тянется одна длинная извилистая скамья-парапет (Жузеп-Мария Жужоль). Помимо парка Гауди о ту пору также возводил Саграда-Фамилию и Педреру. Рабочим со всех трех строек было поручено подбирать на улице старую посуду, плитки, бутылки; плоды розысков доставлялись на холм, где особая бригада измельчала их, а вторая бригада под присмотром Жужоля покрывала черепками парапет и лестницу. Первый коллаж в истории искусства позже будет весьма вдохновлять Жуана Миро, который часами разглядывал скамью Жужоля в парке Гуэль, выискивая проступающие там и сям фрагменты изображений и надписей. Терраса парка служит крышей врезанного в склон холма зала, своды которого поддерживают 86 утрированных дорических колонн. Своды эти покрыты медальонами, выполненными в той же черепковой технике; преобладающий глубокий голубой оттенок — осколки бутылок из-под розовой воды, цвет которых особенно нравился Гауди. В этом гроте, который должен был служить городу-парку рынком, сейчас иногда проходят концерты. Последнее, что успел сделать Гауди в парке, — проложить хитроумную систему дорог, по которой будущие жильцы должны были подъезжать к своим особнякам, и возвести несколько причудливых каменных аркад, столбы которых наклонены к холму под самыми невероятными углами. Из семи десятков домов, которые планировалось построить в парке, возведено было только два — на деньги самого Гуэля, в качестве рекламных образцов. В одном из этих домов поселился Гауди с отцом и племянницей. Здесь он прожил 20 лет (1906-1926), отсюда каждый день пешком ходил на стройку Саграда-Фамилии, пока не переехал туда за несколько месяцев до смерти. В здании открыт Дом-музей Гауди, экспозиция которого содержит личные вещи архитектора, наброски для неосуществленных проектов и мебель, спроектированную им для дворца Гуэль, дома Кальвет и дома Батльо.
Наиболее законченная часть парка примыкает ко входу c улицы Улот (Olot). Ворота парка обрамляют два пряничных домика, один — увенчанный поганкой, другой — крестом. Изначально павильоны предназначались для привратников, сейчас они заняты сувенирной лавкой и кафе. От главного входа начинается двойная лестница, между пролетами которой расположены декоративные элементы: скульптуры с мозаичной облицовкой, похожие на животных (среди них постоянный персонаж творчества Гауди — дракон), в восхитительном обрамлении сверкающих водяных брызг. Лестница ведет в «Зал ста колонн», который так называют, несмотря на то, что колонн, в действительности, восемьдесят шесть. В этом фантастическом зале изогнутые дорические колонны поддерживают свод, который, кажется, тоже находится в непрерывном движении, потому что имеет волнистую форму, а элементы и материалы его отделки (осколки бутылочного стекла, тарелки, стекло, керамика) свидетельствуют о том, что автор значительно опередил «поп-арт». В 1912 г. Гауди закончил зал, увенчав его своим творением, которое считается символом и синтезом его всеобъемлющего искусства: речь идет об ограде сложной изогнутой формы, опоясывающей верхнюю террасу, обращенную в сторону города. В это мозаичное ограждение встроена скамья, которая тянется по всей длине, повторяя его причудливые изгибы. Говорят, что Гауди, для выбора наиболее удобной, анатомически верной формы сидения и спинки скамьи, просил у своего рабочего садиться обнаженным на гипсовую отливку и по полученному оттиску строил все сидение. Эта работа еще раз убеждает в том, что Гауди значительно опередил свое время в выборе формы и красок, предвосхитив современное искусство: вся ограда-скамья облицована кусочками полихромной керамики различной формы и размера, представляющими единый, гигантский абстрактный коллаж.
Монжуик Пешеходная экскурсия
Фуникулер на Монтжуик: Со станции метро «Paral·lel» линий L3 (зеленая) или L2 (фиолетовая). Funicular de Montjuïc — Paral·lel до Avda. Miramar, далее на Teleferic de Montjuïc или на автобусе PM (Parc de Montjuïc) до крепости.
Морской фасад Пешеходная экскурсия
Внутри памятника Колумбу есть крохотный лифт, позволяющий за 3 секунды достичь малюсенькой смотровой площадки, с которой на 360 градусов открывается шикарный вид на город, порт и море.
Эйшампле Пешеходная экскурсия
Отдельно хочу обратить Ваше внимание именно на 4 здания – это дома работы ГАУДИ, упомянутые ниже. В пешеходной экскурсии о них тоже есть информация, но как-то не структуировано. Мне кажется так понятнее:
Вернувшись на Пассеч-де Грасия, слева между улицами Кунсель-де Сен и Араго, мы можем увидеть знаменитое! «яблоко раздора». Это название получили три здания, все построенные в первом десятилетии ХХ века, из-за контраста в их архитектуре:
1) дом КАСА ЛЬЕО МОРЕРА, работы Льюиса Доменек и Мунтанер, с фасадом, украшенным растительным орнаментом в духе модернизма.
2) Немного выше по этой же улице (Пассеч-де Грасия) — дом КАСА АМАТЛЬЕР работы Жузепа Пуч и Кадафалк — здание в неоготическом стиле с многоцветной керамикой по фасаду, в форме треугольника.
3) И, наконец, дом КАСА БАТЛЬО! — (Casa Batllo — проспект Грасия,) , работы Антонио Гауди, с мозаичным фасадом и формами, напоминающими дракона, и украшенный керамикой. Если смотреть с улицы на дом Батльо, то становится немного жутковато: черепица крыши похожа на шкуру дракона, а балконы отделаны в форме черепов его «жертв». Но внутри вполне уютно и действительно можно жить! Здесь архитектор тоже опередил свое время. Я имею в виду сочетание внешней необычности и практическую сторону жилья — удобные ванные комнаты в стиле модерн, прачечные на крыше с трубами в форме воинов, впервые появившийся в Барселоне подземный гараж (в 19 веке!), открытое патио, с которого открывается вид на контрастирующие, занавешенные сохнущим бельем балконы соседних домов. Входной билет стоит около 15 евро. Обязательно стоит посетить!
4) На углу улиц Пacceч-де Грасия и Прувенса (пр-т Грасия, дом 22) расположилось знаменитое во всем мире здание КАСА МИЛА (или ЛА ПЕДРЕРА), объявленное ЮНЕСКО Достоянием Человечества. Эта работа Антонио Гауди, известная под именем Ла Педрера, похожа скорее на абстрактную скульптуру, где доминируют кривые линии, Сейчас здесь расположен Фонд Кайша-де Каталунья. Для посещения открыты два внутренних дворика, жилые апартаменты на 4 этаже и крыша, где лес печных и вентиляционных труб создает фантастическое зрелище. Здание Ла Педрера (1906-1910) — могучая скала с вырезанным в ее толще пещерным городом. Дом похож на бетонную волну, захлестывающую тротуар, на дикую скалу, вырастающую посреди улицы. Изнутри дом производит еще большее впечатление, особенно внутренний дворик и чердак, где устроен музей Гауди. Ла Педрейру называют «каменоломня», в нем нет ни одного прямого угла! Стоимость входного билета 8 евро на человека.
Завершает этот пешеходный маршрут посещение
Саграда Фамилия
Станция метро: Sagrada Familia.
Стоимость входного билета на территорию и в сам храм – около 7 евро. Внутри храма есть ЛИФТ, на котором вы сможете подняться на самую вершину башен. Стоимость подъема 2 евро, оплачиваете прямо в лифте. Имейте ввиду, что лифтов 2! Один сразу при входе. Второй – если пройти через храм, выйти на улицу, и слева увидите лифт. Про него никто не знает и там нет очереди (в июне почему-то был закрыт). «Визитная карточка» Барселоны — Храм Святого Семейства (La Sagrada Familia), являющийся одним из самых знаменитых произведений скульптора-модерниста Антонио Гауди (1852-1926 гг.).
Постройкой этого собора, «Искупительного храма» ХХ века, заложенного в 1884 году и посвященного Святому семейству и Святому Хосе, покровителю плотников и краснодеревщиков, Гауди стремился искупить грехи современного материального мира, провозгласить братство и единство народов. И наконец, собор Святого Семейства (Саграда Фамилия) с его фантастическими башнями, похожими на гигантские сталактиты, — всемирно известное творение архитектора, начатое им в 1882 году под руководством архитектора Франсиско П. Вильяра.
В 1891 году руководителем работ становится Гауди. Проект был грандиозен. Основная базилика предполагалась огромных размеров (на 15000 верующих), а высота главной башни должна была составить 170 м. К моменту своей трагической и нелепой гибели под колесами трамвая Гауди успел закончить работу только над одним из фасадов собора ( «Фасад Рождества»).
Сегодня мы видим четыре ажурные башни собора из восемнадцати задуманных Гауди (символизирующих двенадцать апостолов, четырех евангелистов, Богоматерь и Христа), и только один законченный фасад из трех (фасад «Рождества»). Сам великий архитектор погребен в крипте недостроенного храма. Собор Святого Семейства (Саграда Фамилиа) в Барселоне — альфа и омега исканий Антонио Гауди, opus magnum всей его жизни, труд, которому зодчий отдал свыше сорока лет! Он приступал к проекту храма — и одновременно строил «Каса Висенс», сооружал мини–дворец «Каприз» в сказочно–арабском духе для графа Диас–де–Кихано, планировал поместье Гуэля. Но на более позднем этапе, очевидно, уже оценивая каждый свой день, как драгоценность, подаренную Всевышним, Гауди весь отдался собору. От иных, самых выгодных предложений отказывался бесповоротно.
С 1914 по 1926 год жил прямо на стройке, в нищенской конуре; забывал о сне и еде. Увы, первая и единственная, целиком построенная Гауди, колокольня собора, носящая имя святого Варнавы, была окончена за год до смерти мастера! Еще он успел увидеть, как выглядят в завершении нижняя церковь, апсида, часть галереи и портал часовни Богоматери Росарио. Строительство длилось десятки лет не только из–за своего колоссального объема, задуманного автором. Основатели храма, члены Ассоциации паломников святого Иакова, решили, что их детище будет сооружаться лишь на милостыню и пожертвования граждан. А пожертвования шли медленно. Сам Гауди принимал участие в сборе денег по подписке!
Но знал ли кто–нибудь, что возведение Саграда Фамилиа затянется на века и тем уподобит современный храм гигантским святыням Средневековья, над которыми трудилось много поколений: собору Парижской Богоматери, соборам в Реймсе и Шартре, Успенскому собору в Киево–Печерской Лавре?. Воистину, не человеку, но Богу завершать подобные проекты. Недаром живет благочестивая легенда о том, что на шпилях готических колоссов строители намеренно не заканчивали самый верх! Быть может, опасались, что небеса примут слишком дерзкую, стремительную башню за новую Вавилонскую? Колокольни Рождественского фасада были «сданы» лишь после смерти Гауди. Строительство продолжалось неторопливо: и по причинам денежным, и из–за нелюбви гения к подробным чертежам, и вследствие бурных политических событий. Во время Гражданской войны в Испании собор горел; погибли даже те немногочисленные рисунки и гипсовые муляжи, которые завещал Гауди продолжателям своего дела.
Работы над фасадами церкви, над многими ее внутренними частями возобновились лишь в 1954 году! Страстной фасад, спроектированный Гауди в 1911 году, начали строить в 1952–м, а его скульптурные украшения появились в 1986–м. Сегодня Саграда Фамилиа имеет в плане форму латинского креста; в соборе пять продольных нефов и три поперечных, три входа, его окружает крытая галерея. На каждом из трех величавых фасадов — по четыре башни, вздымающихся более чем на сто метров; эта дюжина каменных великанов посвящена двенадцати апостолам. Пять грандиозных ребристых, островерхих башен над трансептом построены во имя Иисуса Христа и евангелистов. Башня–колокольня Христа достигает 170 метров высоты. Антонио Гауди, и вообще–то неистощимый на выдумку, здесь реализовал всю свою вулканическую фантазию! Диковинными волнами переливаются, текут крыши церковно–приходских школ, устроенных при храме. Великолепны арки и витражи нижней церкви. Полукруглое завершение храма, где расположен алтарь, апсида, стала подножием для множества башенок–пинаклей: на них можно увидеть и сплетение цветов, и лепных ящериц или улиток!. Вообще, излюбленный образ Гауди — каменный лес. Сотнями наверший, башенок и шпилей он расплескался по кровлям Саграда Фамилиа. А внутренность собора, по словам самого зодчего, должна была походить на «лес колонн», озаренный волшебным светом от витражей.
Гора Тибидабо
Ошеломительный вид на город с этой горы!
Если вы приедeте на BUS TURICTIC, то от остановки на гору ходит голубой трамвай, стоимость 3,60 евро. Мы шли пешком минут 30 по серпантину, по дороге любовались красивейшими особняками. На пол пути есть тропинка вверх, в парк, расположенный прямо на горе, по которой вы поднимаетесь. Если вы пойдете по этой тропинке, то значительно срежете путь. Самая высокая точка Барселоны (500 метров), отсюда открывается красивейший вид на город. ТВ-башня, парк аттракционов, «романтические сады», Музей механических игрушек. На вершине стоит Искупительный Храм Святого Сердца, увенчанный статуей Христа, открывающего объятия миру. Тибидабо — не языческая абракадабра, а слова из Евангелия, произнесенные по-латыни: тебе даю. Так дьявол соблазнял Иисуса Христа, показывая ему с вершины горы всю красоту мира. Доехать до Пласа-дел-Тибидабо, затем сесть на «Голубой трамвай», а потом пересадка на фуникулер до Парка аттракционов. Летом с 12.00 до 22.00 Гора Тибидабо является кульминационным пунктом горной гряды Кольсерола и покрыта лесными зонами. На Тибидабо располагается городской парк, находящийся на высоте 500 метров над уровнем моря. Парк аттракционов с Музеем роботов, занимающий эту природную смотровую вышку, оснащен по последнему слову техники. Парк Тибидабо, со своей обзорной башней и всеми мыслимыми аттракционами, неизбежно становится одним из самых ярких воспоминаний раннего детства каждого жителя Барселоны. На самой вершине горы стоит Храм Святого сердца Христова архитектора Энрика Саньера. Псевдоготический стиль строения не лишен оттенка монументального величия. Храм дает доступ к самой высокой отметке Кольсеролы, откуда открывается великолепный вид Барселоны и каталонского побережья. Неподалеку стоит телевизионная башня Кольсерола, проект которой был осуществлен известным английским архитектором Норманом Фостером. Это самое высокое сооружение на Иберийском полуострове: его смелые очертания видны из любой точки города. На башне открыта смотровая площадка. Силуэты Храма Святого сердца, парка аттракционов и телекоммуникационной башни высотой 268 метров, расположенных на Тибидабо, видны из любой точки города.
Магический фонтан на Placa Espana
Этот Магический фонтан испанского инженера стал одним из последних сооружений, построенных на территории Всемирной выставки 1929 г. Этот проект был дополнен водопадами и фонтанами, расположенными в различных частях проспекта Марии Кристины в Барселоне, однако основным элементом ансамбля стал огромный фонтан, сооруженный на специальной платформе в конце испанского проспекта, на фоне которого возвышается Государственный дворец Барселоны.
18 июня 1928 г. испанский инженер Карлос Буигас представил на суд испанского исполнительного комитета выставки в Барселоне «грандиозный проект, амбициозный и дорогостоящий». Он состоял из 460 планов и 70 больших рисунков, в которых испанский инженер выразил свои самые смелые мечты. Менее чем за год более 3 тысяч испанских рабочих реализовывали мечты молодого инженера, наполнив теплом, светом и водой Центральный проспект Барселоны, который должен был стать главной артерией испанской выставки. В этом проекте испанский инженер Буигас открыл новые грани искусства – магию света, а именно: использование света не столько для того, чтобы рассеивать сумерки, сколько для того, чтобы их украсить. Так, к всеобщему восторгу барселонцев и туристов, появились четыре водопада и так называемый «магический» или «поющий» фонтан, — единственные сохранившиеся до наших дней части проекта испанского инженера Карлоса Буигаса.
Масштабы «Магического фонтана» Барселоны поистине впечатляют: размеры бассейна составляют 50х65 м, общий объем воды превышает 3 млн. литров, а через 5 установленных здесь насосов ежесекундно проходит 2600 литров воды. Протяженность трубопровода для подачи воды превышает 1,5 км, а для сжатого воздуха – 6 км. Уникальную игру фонтана создают 3620 струй, которые вместе с освещением образуют свыше 7 млрд. различных комбинаций форм и цвета. Органичным дополнением этого великолепного спектакля служит музыкальное сопровождение, делающее посещение «Магического фонтана» незабываемым.