С 15 марта в Испании на две недели объявлен режим чрезвычайной ситуации
Испания с 17 марта закрыла сухопутные границы и погрузилась в абсолютный карантин. В стране уже 14 тыс. заболевших, и, судя по всему, королевство может стать новым главным очагом инфекции в Европе
8 марта Испания дружно вышла на массовые манифестации по поводу Международного женского дня — с песнями, объятиями и поцелуями. А в больницах (и в моргах) уже лежали жертвы COVID-19. Мадрид дал самые большие цифры зараженных среди всех испанских автономий и уже находился фактически в состоянии тяжелобольного: школы на карантине, многие предприятия, компании, офисы — тоже.
Начиная с 11 марта столичные жители бросились выезжать из города, разумно подозревая, что его закроют. И путь их лежал, как правило, к своим летним дачам — в средиземноморские районы Валенсийской автономии. Власти Валенсии выступили с протестом, призывая гостей вернуться домой, полицейские патрули транслировали этот призыв на улицах через мегафоны, а местные жители просто ругались в соцсетях. Потому что карантин — это не отпуск и не каникулы. Вирус отправился из Мадрида вместе с чемоданами «курортников».
Но Мадрид тогда не закрыли, и это первый острый вопрос всех остальных жителей Испании к правительству страны: почему? Почему не перекрыли дороги, вокзалы, аэропорт, позволяя инфекции распространяться молниеносно и массово? Разве нельзя было изолировать центральные районы страны, как Италия изолировала свой север? Где в первые недели эпидемии находился премьер Испании, чего ждал?
Стремительные и решительные действия начались в пятницу, 13-го. Премьер-министр Испании Педро Санчес объявил о введении в стране чрезвычайного положения начиная с понедельника, 16 марта. Но уже в субботу день икс сдвинули на сутки раньше, на воскресенье, поскольку резко увеличилось количество зараженных и погибших.
Правительственный декрет обязал всех жителей королевства находиться в своих жилищах и не покидать их без уважительных причин. За неисполнение «карантинного закона» предусмотрены штрафы и даже реальные тюремные сроки. Из Барселоны передают новости: в течение первого дня карантина городская полиция оштрафовала за нарушение режима 123 человека и вынесла более 2000 устных предупреждений. На дорогах патрули отлавливают велосипедистов, отправившихся «подышать воздухом». Трудно испанца запереть в четырех стенах, тем более что первый день чрезвычайного положения в стране совпал с чрезвычайно хорошей, по-летнему солнечной погодой. Весь уикенд на природе шли пикники, несмотря на запреты властей.
Но очень быстро общество начинает понимать и принимать «культуру изоляционизма». И если поначалу в супермаркетах, например, царила классическая паника (смели с полок первым делом туалетную бумагу, а потом всё подряд), то сейчас народ успокоился. Еды и средств гигиены хватит на всех….
Тяжелее всего медикам. Под больницы перепрофилируют отели — в сообществе Мадрид таким образом организовано более 60 тыс. койко-мест для инфицированных. Частный сектор отдает свои клиники и предоставляет медперсонал. На борьбу с коронавирусом мобилизованы все военные медики, в том числе вышедшие в отставку. Военные госпитали также отданы в распоряжение гражданского здравоохранения.
Во многих городах Испании появились армейские патрули и группы оперативного реагирования в чрезвычайных ситуациях. Военнослужащие не только следят за общественным порядком и соблюдением режима карантина, но и всемерно помогают там, где не хватает рук, — вплоть до дезинфекции общественного транспорта (который сильно сокращен, но еще функционирует в городах) и перевозки больных….
Сегодня…18 марта число заразившихся коронавирусом в Испании за день увеличилось на 2,5 тысячи человек, общее число инфицированных приближается к 14 тысячам, более 620 человек умерли