Каталонский модернизм
КАТАЛОНСКИЙ МОДЕРНИЗМ — (исп. «modernismo catalan») – национально-романтическое течение в искусстве Испании периода Модерна конца XIX — начала XX вв. Идеи этого движения складывались в кружке испанских прерафаэлитов, который возглавлял живописец, теоретик искусства, коллекционер и меценат Пабло Мила-и-Фонтаналс (1810-1883). В 1851-1856 гг. Мила-и-Фонтаналс был профессором Школы изобразительных искусств в Барселоне. Изучением и реставрацией памятников средневековой Каталонии занимался архитектор Ллуис Доменеч-и-Монтанер (1850-1923). Археолог, писатель, исследователь архитектуры Хосе Пуиг-и-Кадафальк (1867-1956) участвовал в движении «Искусства и ремесла», зародившемся в Англии, в мастерских У. Морриса, строил здания в Барселоне в неоготическом стиле с элементами искусства Ар Нуво. Но более всего движение «каталонского модернизма» связано с именем архитектора-фантаста Антонио Гаудй (1852-1926). Заказчиком и покровителем этого необычного художника был Мила-и-Фонтаналс. Гауди называли «гением Модерна». Он родом из Каталонии и работал в Барселоне. Гауди удалось создать столь невероятный, фантасмагорический стиль, что для него пришлось придумать специальное название: каталонский модернизм. Художник работал в период Модерна, во Франции стиль этого времени называли Ар Нуво ( «Новое искусство»), в Германии – югендштилъ. Человек своей эпохи, Гауди вдохновлялся традициями родной ему каталонской готики, национальными стилями мудехар, исабеллино, платереск и чурригереско. Гауди работал без инженеров-проектировщиков, интуитивно, как средневековый мастер, импровизируя на строительной площадке. Помимо подготовительных рисунков и скульптурных макетов в 1/10 натуральной величины, Гауди рисовал прямо на доске, во время строительства – то, что он хочет сделать, и его помощникам приходилось прикладывать немало усилий, чтобы претворить эти фантазии в материале. Произведения Гауди лишь отчасти можно назвать архитектурой – они не строились, а «возникали», вырастали органически, как природные образования. Конструкция неуловимо преображалась в скульптурное изображение, которое тут же могло превратиться в мозаику на объемной поверхности, стать цветопластикой, живописью, инкрустацией, чтобы потом снова перерасти в некое подобие органо-конструктивной формы. Такую архитектуру в других случаях называют «органической». Творчество Гауди можно отнести к этому течению, но также лишь отчасти. Его органичная архитектура населена причудливыми существами, фигурами людей и животных, усеяна цветами и деревьями из камня, со стенами из разноцветного бетона, извивающимися как змеи, и крышами с гребнями, похожими на спящего каталонского дракона. Историк архитектуры М. Рагон называл Гауди «одержимым поэтом камня». В некоторых здания Гауди нет ни одного прямого угла, что необычно для архитектуры, но свойственно искусству Модерна. Во многих постройках используются характерные элементы Готики: трилистники, квадрифолии, крестоцветы, готические капители, фиалы и крестоцветы. В созданном архитектором парке Гуэль в Барселоне (1900-1914) неожиданно появляется колоннада дорического ордера, а во Дворце каталонской музыки – странное соединение мавританского стиля с китайским. Важная роль в этих фантастических произведениях отводилась цвету и фактуре, для чего использовалась облицовка битым керамическим черепком, мозаика из разноцветного стекла. В Доме Батло (1905-1907) А. Гауди придумал навершия из стеклянных шаров, заполненных окрашенным песком, и разноцветные стеклянные колокольчики, звенящие на ветру. Каталонский мастер использовал в своих сооружениях необычные, но строгие, с математической точки зрения, формы: параболы, геликоиды, гиперболоиды, звездчатые многоугольники для связи колонн и сводов. Причем он подчеркивал, что эти формы постоянно встречаются в природе. Стилистически мир Гауди эклектичен, иногда на грани кича, даже в тех случаях, когда этот гениальный мастер возводит христианский храм – собор Саграда Фамилиа (исп. Sagrada Familia – «Святого Семейства») в Барселоне (начат в 1883 г.). «Всё в его работе кричит о полнейшем безразличии к стилю… У него вообще нет вкуса: по крайней мере, современному глазу варваризмы стилистических коллажей мастера во всех его работах кажутся вопиющими… Достаточно одного взгляда на фасады Саграда Фамилиа, чтобы заметить: при формальном соответствии доктрине от всего так и веет ересью. В этой архитектуре… больше карнавальной мистерии, гимна природе… Магии здесь больше, чем религии, и архаический эпос одержал верх над христианским вероучением… Гауди – это не органическая, а органичная архитектура, не имитация созданного природой, а подражание ее творящей силе». С этой оценкой перекликается высказывание другого художника: «Испания – страна самого дурного в мире вкуса, – как всегда вызывающе, но метко высказался С. Дали, – при общем засилье кича она поставляет самые высокие его образцы. Испания способна рождать таких гениев, как Гауди, как Пикассо». В классическом испанском искусстве соединяется религиозный фанатизм, мистическая экспрессия и натурализм формы. Таково творчество великих испанских живописцев Эль Греко, Ф. Сурбарана, Д. Веласкеса, Ф. Гойи. Фантасмагорическим порождениям классиков родственен «кичевый натурализм» массовых изделий церковного рынка XIX-XX вв. Творения А. Гауди в русле испанской традиции напоминают кошмарные видения, но сам архитектор был искренен, наивен и религиозен. Искренний религиозный порыв чувствуется в главном произведении его жизни – соборе Саграда Фамилиа.
Этой постройке Гауди отдал сорок три года, но так и не успел ее завершить. Во множестве необычных, часто натуралистичных деталях собора проявляется религиозный символизм. Такого «органичного» взлета форм, движения масс, льющихся потоков света не знала старая каталонская готика. Но так же, как и средневековые готические соборы, эта колоссальная постройка могла быть, по словам самого Гауди, «делом трех поколений». А ее создатель, по насмешке судьбы, погиб прозаично: он был сбит трамваем на улице в Барселоне, когда шел на работу, задумавшись и не видя ничего вокруг. В Барселоне его оплакивали как святого и похоронили в крипте собора Саграда Фамилиа. До сих пор знавшие его люди не могут решить, был ли это гений или безумец. Собор Саграда Фамилиа не окончен, и его строительная площадка стала «энциклопедией Гауди», местом паломничества архитекторов разных стран мира. Строительство собора продолжается по настоящее время.