Барселона глазами российского туриста
Итак, я в Барселоне .Хожу и гляжу уже пятый день. Впечатляет, благо живу в отеле 4 звезды прямо в готическом квартале и везде по центру можно пройти пешком. Вчера съездил по северному маршруту на двухэтажном автобусе. Больше всего впечатлило творчество Гауди, действительно гениальный сумаcшедший. Открываю свой ноутбук и вечером в отеле читаю свежую информацию с просторов Сети:
Барселона — историческая столица Каталонии, крупнейший порт на Средиземном море. Это самый оживленный, самый «европейский» город Испании. Все здесь пронизано искусством. Соседство старинных особняков, дворцов, церквей и ультрасовременных строений, широких улиц, оформленных платанами и пальмами, и уютных площадей представляет чрезвычайно оригинальную картину. Старый город около бухты, образует шестиугольник с оживленными улицами, одна из которых — Рамблас, пересекает от начала до конца. Сомерсет Моэма сказал, что это самая прекрасная улица в мире. Среди достопримечательностей Барселоны: Древний Кафедральный Собор — лучший образец испанской готики; памятник Христофору Колумбу; самая старая церковь города Сан Пабло (914 г.) — один из лучших образцов старокаталонского стиля; Дворец королей; Музей испанской архитектуры Pueblo Espanol; здания архитектора Гауди, в частности, потрясающий собор Святого Семейства; Музей Пикассо более 900 работ из которого были подарены им городу; Парк Гуэль; птичий рынок, уличные художники и музыканты, олимпийские сооружения, гавань, и многое-многое другое.
Кроме всего Барселона считается самым торговым и индустриальным город страны.
Среднегодовая среднесуточная температура 22 градуса С. Летом не очень жарко, а зимой не бывает морозов.
Но главное в этом городе-это архитектура великого Гауди!! Говорят, он построил 42 жилых дома в столице.
В самом центре барселонского района Эщампл (Эшампле) стоит дом, построенный Антонио Гауди для семьи Батльо. Историки искусств до сих пор спорят, что означает декор его фасада. Кто говорит, что его крыша – кожа дракона, полуколонны – его кости. Другие говорят, что балкончики суть не пустые драконовы глазницы, а карнавальные маски. Каждый видит своё, но что имел ввиду автор, мы не узнаем уже никогда. А всё потому, что «Аннушка разлила масло» — архитектор попал под трамвай в самый первый день, когда этот вид транспорта появился в Барселоне. Беспощадный XX век погубил последнего сказочника, своим гением озарившего его начало. Время Оскара Уайльда, Моррисона, Врубеля и Шехтеля сменилось эпохой, когда со всей очевидностью стало ясно: сказки бывают разные. Фантастические модернистские тритоны Гауди уступили место эсэсовской саламандре Гиммлера. И только поколение постмодернизма сумело осознать, что интереснее и значительнее Гауди нет ничего. Гауди не только для Каталонии «наше всё». Искусство Гауди – живая природа, запечатлённая в камне. Его линии – дар органической жизни, его архитектура в целом – прообраз фантастических городов так и ненаставшего счастливого будущего.
Впрочем, Каталония настоящего – уже страна в достаточной мере фантастическая. Когда в конце XIX века в мировом искусстве наступил период «национального романтизма», то в Европе этот романтизм был «неоготическим», а в России – «псевдорусским». Одним словом, «возвращение к истокам». В Каталонии же «национальным стилем» стал модернизм, уже по сути своей безродный космополит. А потом появился Сальвадор Дали, и стало понятно, что над Каталонией какая-то дыра в ноосфере, наподобие озоновой, откуда на неокрепшие умы обрушивается поток флюидов, приводящий их к озарению или смятению. Какой безумный гений родится здесь в XXI веке, пока никто не знает, но никто в этом не сомневается, что это произойдёт. Поживём – увидим.
Как увидим, наверное, завершение «стройки века» — собора Святого Семейства (Саграда Фамилиа). Самый грандиозный проект Антонио Гауди будет завершён к 2050 году. Для этого, правда, придётся снести целый квартал в престижном районе, но что ни сделаешь ради искусства!… Уже сейчас закончен восточный фасад с четырьмя сигарообразными башнями, над которыми нависают строительные краны. Реставрация же последнего прижизненного творения Гауди – дом Мила ( «Ла Педрера»), к счастью, закончена: доступны не только жилые апартаменты, но и крыша со знаменитыми печными трубами.
В Барселоне существует целый туристский маршрут, посвященный творчеству Гауди, помимо домов Батльо и Мила включающий в себя и прогулку по парку Гуель (семья Гуель была основным заказчиком Гауди). Но барселонский модернизм – это не только Гауди. Это и Дом Каталонской музыки Доменека-и-Монтенера, и удивительные здания, построенные архитектором со звучным именем Пуч-и-Кадафалк. Модернизм поставил административный центр одной из испанских провинций (какая бы автономия ни была, но это так, – да не обидятся каталонцы!) в один ряд с мировыми столицами архитектуры – Веной, Мюнхеном, Парижем. Самое главное то, что статус одного из красивейших городов мира Барселона старается поддерживать постоянно; это проявляется во всём, будь то строительство Олимпийской деревни или нового торгового центра.
Может быть, потому, что градостроители постарались создать барселонцам эстетически безукоризненную и при этом комфортную среду обитания, сам дух этого города проникнут атмосферой постоянного праздника, по-хэмингуэйевски неотступного. Каталонцы, подобно всем «латинским» средиземноморским нациям, вообще склонны меньше работать и больше отдыхать, и в этом бесконечном чередовании сиесты и фиесты заключена настоящая правда жизни, высвобождающая эмоции и желания. Подобно Венеции, жившей ожиданием очередного карнавала, Каталония в целом и Барселона в частности сильна своими праздниками, многолюдными, шумными, полными огня и совершенно безудержного веселья.
Самый яркий из барселонских праздников – «Бегущий огонь» (Коррефок), проводящийся в ночь летнего солнцестояния. По-нашему это праздник Ивана Купала. Этот праздник фейерверков должен символизировать победу над язычеством, но производит, откровенно говоря, обратное впечатление. Во время праздника можно увидеть «кастельс» — человеческие башни в 6-7 живых «этажей» высотой. Когда каталонцев спрашиваешь, зачем им это рискованное развлечение, они отвечают, что такова традиция, которая закаляет дух, укрепляет тело и веру в единство людей.
А до этого, весной, 22 апреля, на улицы и площади барселоны обрушивается другой праздник – Сан Жорди (Святого Георгия). По преданию, Георгий одолел змия именно на каталонской земле. Этот день является некоей разновидностью дня Святого Валентина: нравится девушка – даришь ей цветок; если чувства взаимны, то в ответ получаешь книгу. Поэтому в этот день лучше всего товар расходится у продавцов цветов и книг. А начинается праздник с торжественного банкета во дворце Женералитат, где президент Каталонии угощает бомонд горячим шоколадом и шампанским-кавой.
И надо сказать, что пить шампанское по утрам очень даже не вредно. По крайней мере, в Каталонии это никого не смущает.
МУЗЕИ. Любителям «высокого искусства» настоятельно советую запомнить две латинские аббревиатуры – MNAC и MACBA. Первая означает «Национальный музей каталонского искусства», вторая – «Музей современного искусства Барселоны». Экспозиция MNAC делится на две части: искусство романского и готического периодов демонстрируется в Национальном дворце на холме Монтжуик, а эпохи модерна – в здании в парке Сьютаделья (в конце 2004 обе экспозиции должны соединиться на Монтжуике!).
Следует отметить, что при создании «романской» коллекции MNAC были под чистую «ободраны“ стены почти всех церквей в предгорьях Пиреней: оригиналы фресок теперь демонстрируются на холме Монтжуик, а любовно воссозданные копии – в отреставрированных церквях. Воистину, по-каталонски авангардистский подход…“Святая святых» музейной Барселоны – Музей Пабло Пикассо на улице Монткада. Но я бы порекомендовал не хрестоматийные музеи, а нечто особенное… Например, Музей Фонда Фредерика Мареса в самом сердце Готического квартала. Вся прелесть его даже не в громадном собрании готической скульптуры (этого хватает в музеях любого из испанских городов), а в том, что называется «предметами материальной культуры», которой мы так не дорожим. Марес коллекционировал всё: замки, ключи к замкам, дверные ручки, часы, табакерки, курительные трубки, спичечные коробки, обёртки сигар и картинки на папиросной бумаге, трости, игрушки, бумажные театры, веера, театральные бинокли, облигации, монеты, лотерейные билеты и т.д. и т.п. Всё эти предметы XVIII-XX веков собраны в невообразимом количестве.
Ностальгические струны вашей души затронет и Морской Музей рядом с памятником Колумба, расположившийся под сводами Драссанес – корабельных доков XIV века. И не только потому, что пробудятся детские мечты о плаваниях под парусами в Южных Морях, но и потому, что он позволит вернуться в эпоху, когда из Европы в Нью-Йорк можно было добраться только на пароходах, в ресторанах которых изысканные кушанья подавались в не менее изысканной фирменной серебряной посуде. Короче, любителям шикарных круизов советую сюда заглянуть, дабы «припасть к истокам».
ШОПИНГ. Здесь на выбор три дороги: гипер-супер торговые центры; бутики известных брендов; маленькие магазинчики, предлагающие «эксклюзив». Самый любимый барселонцами «гипер-супер» — El Corte Ingles (самый большой – на Пласа-де Каталунья). Если понимаете по-испански, то обязательно окажетесь в ловушке какой-нибудь распродажи, коих здесь на дню случается с десяток. Неплохое место, чтобы отовариться качественными сувенирами, кровяной каталонской колбасой и компакт-дисками. Если хотите совместить приятное с полезным, то можете отправиться на набережную в ТРЦ Maremagnum с кинотеатром IMAX, Океанариумом и галереей рыбных ресторанов. Менее грандиозные, но не менее любимые барселонцами торговые комплексы — Pedralbes и La Illa, но «гостям города» за глаза хватит и первых двух.
Самые дорогие бутики нанизаны на Проспект Грасия (Passeig de Gracia), который несравнимо длиннее Третьяковского проезда, а потому требует и больше времени. Что касается «чего-то особенного», то нельзя пропустить магазинчик Cereria Subira в Готическом квартале, продающий свечи столь необычных очертаний и цветов, что начинаешь верить: каталонцы – народ, «сдвинутый» на искусстве. А на Gran Via de les Corts Catalanes находится кондитерская Estriba, раскрывающая ещё одну черту характера каталонцев – чревоугодие…
ЕДА И ПИТЬЕ. По странному стечению обстоятельств, каталонская кухня не входит число «приоритетных»: найти «каталонский» ресторан за пределами Каталонии довольно проблематично. Тем не менее, культ еды в Каталонии столь же силён, как и в соседней Франции, на приём пищи в обед и ужин тратится столько же времени, как и в остальной Испании (4-5 часов в день!). Если гастрономическая «визитная карточка» Испании в целом – «испанская ветчина» из черной свиньи по 40 Евро за кило, то каталонское know-how –колбасы «бутифарра» (кровяная), а также сухие «чорисо» и «фуэт». Если кто-то из друзей, узнав, что вы отправляетесь в Каталонию, закажет «колбаски», то ориентируйтесь на эти три сорта. Едят их как в натуральном виде, так и в обжаренном (в качестве гарнира каталонцы предпочитают фасоль).
Привезите ещё два шедевра: ликёры Crema Catalana и Montserrat. Первый является «калькой» с популярного одноименного десерта типа сладкого яичного пудинга, второй – изобретение братьев-монахов бенедиктинского монастыря на горе Монтсеррат: изумительный букет горных трав в сочетании с 20-тиградусной крепостью. Вообще, употребление спиртных напитков по-каталонски происходит согласно определённому регламенту: сначала вино (лучшие сорта – из районов Пенедес, Приорато и Сомонтано), потом «кава» (белое игристое вино), а затем ликёры. Фужеры для кавы на стол ставятся всегда, так что пусть это не удивляет. Впрочем, в Каталонии вино пьют не только из бокалов, но и «из горла»…
Трапеза «кальсатадас» — зрелище малоэстетичное, но с налётом легкого эротизма. Целиковый лук-порей, поджаренный на открытом огне, подаётся на стол вместе с кувшинами с длинным и тонким горлышком, полными красного и белого вина. Стебель порея очищается от закоптелой оболочки, опускается в соус «ромеско» и отправляется в рот. Голову при этом надо высоко запрокинуть, также как и при употреблении вина: тонкая струя очень коварна, и её ещё надо поймать. В результате, по окончании употребления этой своеобразной горячей закуски, место трапезы напоминает свинарник, но и сами едоки, облитые вином и соусом, выглядят не лучше. Чтобы они всё-таки чувствовали себя людьми, каждому надевается специальный «слюнявчик», который можно потом забрать в качестве сувенира. Потом, естественно, следуют основные блюда, ещё вино, кава, ликёры и crema catalana, но первые впечатления самые сильные…
Остаётся добавить, что комплексный обед с вином в Каталонии редко по цене выходит за рамки 29 Евро. При этом, если вам кажется, что вы едите до неприличия больше всех, то оглянитесь вокруг, и вы поймёте, что ежегодные 200000 российских туристов приезжают в Каталонию не для того, чтобы худеть…: -)
Также хочу сказать пару слов про недвижимость. В Каталонии рынок недвижимости находится на подъёме, строительство идёт полным ходом. На побережье строятся — многоквартирные дома, таунхаусы и, естественно, виллы. Как правило, квартиры состоят из 1-3 спален, гостиной и кухни. Таунхасы — это 2-4 этажные дома, разделённые на секции, где владельцу принадлежит секция с отдельным входом и участком земли перед домом — 1-4 сотки. Секция в таунхаусе имеет от 2 до 4 спален, 2-3 ванные комнаты, также возможен солярий на крыше или цокольный этаж. И в квартирах и в таунхаусах имеются большие балконы. Территория, как правило, огорожена, есть место для машины, и естественно бассейн. Такие объекты объединены в «Урбанизации» и жизнь там устроена по принципу кондоминиума.
Наиболее перспективные объекты расположены рядом с небольшими городами недалеко от моря. Стоимость зависит от множества факторов и варьирует от 120 тыс. евро за квартиру, от 300 тыс. за таунхаус, про цены на виллы сказать очень сложно, но есть варианты от 400 тыс. евро. Стоимость того или иного объекта складывается в первую очередь из цены на землю. Вся земля в Испании находится в собственности, стоимость земли достаточно высока, и чем больше земли уходит под строительство — тем выше цена за объект.
Все объекты недвижимости сдаются с полной отделкой и кухонной мебелью, встречаются и полностью меблированные объекты. Строители дают гарантию до 10 лет. Также местные банки охотно дают ипотечные кредиты под 3-4% годовых сроком до 30 лет, банк готов оплатить до 80% от стоимости объекта. При среднем росте стоимости объектов недвижимости на 10% в год, данные вложения выглядят достаточно заманчивыми, даже при условии кредитования. Также следует отметить условия оплаты объектов, находящихся в строительстве: 3-6 тыс. евро — резерв, 30% от стоимости в течение 2 месяцев при подписании контракта, и далее 70% стоимости нужно внести после сдачи объекта (либо взять ипотечный кредит). В дальнейшем купленный объект можно выгодно сдать, и тем самым гасить кредит, либо просто наслаждаться красотами Испании приезжая в отпуск.
Очень подробно, много статей и фото здесь http://www.barcelona-maresme.com/barcelona/