Your search results

Монтссерат — главная святыня Каталонии

В 50 км от Барселоны, в центральной части Каталонии и недалеко от городов Манрезы и Игуалады, возвышается величественный, причудливых форм массив Монтссерат, самая высокая вершина которого-пик Сант Жерони (Sant Jeroni),- находится на высоте 1236 м над уровнем моря. Удивительные формы скал горного массива, от которых трудно оторвать глаз, явились результатом длительной геологической эволюции.

В начале третичного периода, в эпоху эоцена, между нынешними Балеарскими островами и Каталонией, находились гористая местность, так называемый «Балеарский континент», ныне покрытый водами Средиземного моря. По этой местности протекла полноводная река, которая впадала в залив, существовавший на месте нынешней дельты реки Эбро.

Под медленным воздействием геологических изменений этот континент погрузился в море, а осадочные породы на месте массива Монтссерат поднялись на значительную высоту вследствие понижения окружающей местности. Таким образом, возник горный массив, образованный конгломератом гравия, скрепленного твердым и прочным натуральным цементом известкового типа, песком и глиной. Массив эллиптической формы протянулся на 10 км в длину и 5 км в ширину, а его периметр равен приблизительно 25 км.

Это компактное орографическое образование имеет характерный профиль «выпиленной горы», сформированной терпеливым воздействием воды, солнца, дождя, ледников и ветра. Богатейшее разнообразие пейзажей издавна пленяло народную фантазию и послужило источником вдохновения для многочисленных писателей. Гете, находясь под впечатлением рассказа своего друга Гумбольтдта, писал: «Человек найдет себе покой лишь в своем собственном Монтсеррате», что было перефразировано каталонским поэтом следующим образом: «Когда меня гложет тоска, я понимаю тот Монтсеррат, который ношу в себе».

Однако этот живописный Монтсеррат, подаренный нам природой, символ внутренних исканий, не приобрел бы своего истинного значения, если бы мы тесно не связывали его с людьми, на протяжении веков населявшими и посещавшими его. Место с давней и бурной историей, Монтсеррат тесно связан с превратностями истории каталонской земли. Это позволяет нам понять его культурное и религиозное значение, которое сохраняется до наших дней.

Присутствие человека в этих местах восходит к эпохе неолита, что подтверждается многочисленными археологическими находками, в особенности, изделиями из керамики многообразным декоративным орнаментом. Своеобразие данных находок, локализованных исключительно в этом горном массиве, дало началу термину «Монтсерратская первобытная культура“, восходящая приблизительно к 3000 г. до н.э. Оставили здесь свой след и культуры Бронзового и Железного веков, а позднее- Иберийская (в монастыре хранятся предметы из кремня, железа и человеческие останки этой эпохи). Но должно было пройти еще много веков до начала собственно истории Монтсеррата.

Первое дошедшее до нас письменное свидетельство- текст пожертвования первого графа Барселоны Гифре Эль Пилоса (Вильфреда Волосатого) в пользу монастыря Риполле (Ripoll), в пиренейских горах. Гифре отвоевал у арабов в 875-876 гг. земли в окрестностях горы Монтсеррат, а чуть позднее, в 888 г., пожертвовал монастырю Риполь часть этих земель, на которых уже существовали четыре скита, два у подножия горы (Сант Марти (Sant Marti) и Сант Пере (Sant Pere)) и два- в самой ее части (Санта Мария (Santa Maria), основа настоящей базилики, и Сант Искле (Sant Iscle), единственный из этих скитов, который сохранился до наших дней в саду Монастыря), построенные, по всей вероятности, в эпоху вестготов, до нашествия арабов в 711 г. Так начался Монтсеррат.

Уникальное природное окружение горного массива, его причудливые формы и спокойствие, царящее вокруг, в скором времени привлекло внимание некоторых христианских отшельников, поселившихся там и проводивших свои дни в молитве и медитации. Но возникновение монастыря связана с большей степени с популярностью, которую приобрел скит Санта Мария. Влиятельный Реполльский монастырь, озабоченный другими делами, не обращал особого внимания на маленькие церквушки на горе Монтсеррат, находящиеся, к тому же, слишком далеко от Реполля. По этой причине в середине X в. аббат монтсерратского монастыря Санта Сисилия присоединил их к своему приходу, и эта ситуация сохранилась до тех пор, пока ему не были предъявлены претензии со стороны гражданских и церковных властей.

В 1008 г. Олиба сын Олибы Кабреты, графа Бесалу и Сардинии, и правнук Вильфреда Волосатого, был избран аббатом Риполля. Он возобновил тяжбу из-за собственности на монтсерратские скиты и окружавшие их территории, выиграв ее в пользу своего монастыря. Олиба был одной из самых выдающихся личностей средневековой Каталонии. Покровитель искусств и литературы и признанный писатель, он превратил Риполль в важный религиозный и культурный центр. Вскоре Олиба был избран также аббатом монастыря Сант Микель-де Куйша (Sant Miquel de Kuixa), а через некоторое время назначен епископом города Вик. Он является также настоятелем монастыря Сант Марти-де Каниго (Sant Marti del Canigo). Благодаря ему было установлено *Божье перемирие*, ограничивающее продолжительность сражений и военных действий.

Вернув скиты Монтсеррата, Олиба решил основать новый монастырь в этой уединенной гористой местности, поселив приблизительно в 1025 г. группу монахов из Рипполя в ските Санта Мария. Небольшая община, придерживавшаяся устава Св.Бенедикта, в скором времени стала принимать странников и паломников, постепенно разнесших весть о чудесах, творимых здешней Богоматерью. Эти рассказы о чудодейственных исцелениях, столь характерные для средних веков, усилили приток паломников и приумножили пожертвования в пользу новой обители. Старая часовня вскоре оказалась слишком тесной, и в XII в. была сооружена новая, в романском стиле, портал которой сохранился до настоящего времени в одной из боковых стен паперти часовни.

Свидетелем растущего влияния монтсерратовской обители Санта Мария являются шесть песнопений-“Кантиг» (Cantigas), посвященных ей королем Альфонсом Мудрым. В них описываются чудотворные деяния и приносится благодарность Святой Деве:

«Дено и нощно

Должны мы усердно

Благодарить Деву Марию

За то, что она защищает

Нас ото зла, и без обмана

На путь спасения

Наставляет»

Начиная с XIII в., характер Монтсеррата выявляется все ярче и ярче. Быстрый и плодотворный рост уже в ту эпоху превращает его в самую авторитетную святыню Каталонии, одну из известнейших во всем христианском мире. Благодаря завоеваниям Каталано-арагонской короны, почитание Монтсеррасатской Богоматерьи получает широкое распространение в Средиземноморье. Так в итальянских владениях ей посвящаются более ста пятидесяти церквей и часовен, а позже ее культ достигает Центральной Европы и даже Нового Света (обращение в христианство американских колоний с самого начало было тесно связано с монастырем Монтсеррат: так, в состав экспедиции Христофора Колумба вошел в качестве папского представителя бывший отшельник монтсерратской обители Бернат Буиль). Решающим годом для судеб монастыря становится 1409 г., когда папа Бенедикт XIII представляет ему независимость от аббатства Риполль. Братство избирает своего первого аббата-Марка Вилальбу, прекрасного дипломата, активно принимавшего участие в политической жизни страны. Один из его приемников, Антони Пере Феррер, продолжил ту же политику и решительно выступил против Жуана II во время гражданской войны, которая вспыхнула после смерти князя Виана.

Однако эти политические междоусобицы нанесли значительный ущерб монастырю, усложнили быт монашеской жизни и выявили необходимость реформы Вмешательство короля Фернандо II, прозванного «Католиком», привело в 1493 г. к присоединению Монтсеррата бенедиктинской конгрегации Эль Реаль города Вальядолида и прибытию кастильских монахов, не знающих ни каталонского языка, ни обычаев страны.

Тем не менее, несмотря на затруднение, вызванные принудительным характером королевской реформы (так, аббат Жуан-де Перальта, не желавший повиноваться политике короля, был назначен епископом города Вик и отстранен от монастыря), в этот период своей истории монтсеррат пережил эпоху обновления благодаря руководству аббата Гарсиаса-де Сиснерос, двоюродного брата и тезки знаменитого кардинала. Глубоко религиозный человек и прекрасный организатор, он написал «Упражнения для духовной жизни»- широко известный труд, который оказал значительное влияние на сочинения Игнатия Лойолы, и действенно заботился о религиозном и культурном воспитании монахов. В 1499 г. он привнес в монастырь новое искусство книгопечатания, пригласив сюда немецкого мастера Иогана Лушнера. В эту эпоху и вплоть до наполеоновских войн продолжало процветать пустынничество, существовавшее на Монтсеррате, по всей вероятности, еще до основания монастыря. Проходящая в молитве и труде жизнь отшельников в скитах, разбросанных на горе, управлялась настоятелем монастыря, в соответствии с особыми уложениями.

Активная деятельность обители остро поставило вопрос о перестройке ветхой романской церкви, не разрешенный вплоть до назначения аббатом Бартомеу Гарриги, который предпринял в 1560-1592 гг. сооружение нынешней базилики, пользуясь постоянным притоком пожертвований от паломников и прихожан.

В XVII в., когда войны опустошили Каталонию, Монтсеррат пережил смутный и тяжелый период своей истории отмеченный напряженными отношениями с церковными властями, которые привели к установлению новой администрации, управляемой монахами из Вальядолида. Во время восстания против центральных властей Испании, так называемой «Войны Жнецов», Депутация Генерального правительства- высший представительский орган Каталонии- в 1641 г. депортирована кастильских монахов на границу Каталонии. Однако после подавления восстания Монтсеррат вновь стал зависит от Вальядолида.

Когда вспыхнула война с Францией, Монтсеррат, несмотря на свое незначительное стратегическое положение, был дважды укреплен. В 1811 и 1812 гг. наполеоновские войска подожгли монастырь, взорвав ряд зданий и оставив Обитель практически в развалинах.

Богатая Сокровищница монастыря, результат многочисленных пожертвований, сделанных в предыдущие века, была распродана братством в поддержку сопротивления захватчиком. От старого Монтсеррата в 1812 г. оставалась лишь груда почерневших камней и несколько полуразрушенных зданий. Образ Богоматери не пострадал- его успели спрятать глубоко в горах.

В бурном XIX веке, на фоне политических междоусобиц того времени, Монтсеррат начал свое медленное восстановление и реконструкцию, парализованную вышедшими в 1835 г. Декретом о секуляризации и Законом роспуске религиозных орденов, которые вынудили братство покинут; монастырь. Вернувшись в 1844 г., монахи столкнулись лицом к лицу с огромной работой, которую им предстояло проделать, со множеством затруднений и проблем. В 1858 г. римский папа назначил аббатом Монтсеррата Микеля Мунтадеса. Вальядолидская конгрегация прекратила свое существование, монастырь обрел полную независимость, вскоре примкнув к итальянской конгрегации Субиако. Одновременно велась активная реконструкция обители, имевшая особое значение для каталонского народа, так как она была тесно связана с так называемой «Ренашенса» — литературным, культурным и политическим движением за возрождение Каталонии, которое заставило широкие круги общественности «Каталонских стран» осознать свою самобытность. Совокупность этих событий привела в 1880 г. к празднованию тысячелетия со дня предполагаемого обнаружения образа Святой Девы, а на следующий год папа Лев XIII пожаловал Монтсерратской Богоматер титул святой покровительнице Каталонии. Чтобы облегчить паломникам посещение монастыря, в 1892 г. В апреле 2003 г. на ее месте была введена в строй новая современная железнодорожная линия, использующая новейший технологии и, помимо удобного транспортного средства, сама по себе являющаяся интересной достопримечательностью, привлекающей внимание туристов.

Наконец, в XX веке следует выделить личность аббата Антони М. Марсета, под началом которого братство развило интенсивную религиозную и культурную деятельность, включившую религиозную культурную деятельность, включившую создание монастырской Библиотеки и проведение 1915 г. Первого Литургического конгресса, который обновил многие сферы Каталонской церкви (позднее были проведены еще два Конгресса: в 1965 и 1990 гг.). В этот же период были улучшены подъезды к монастырю, с прокладкой канатной дороги и фуникулеров.

По окончании гражданской войны 1936 г., которая почти не нанесла материальных убытков монастырю, ибо его имущество было конфисковано правительством Женералитета Каталонии, но стоило жизни 23 монахам, в 1947 г. по инициативе аббата Аурелия М. Эскарре было торжественно отмечено возведения Образа Богоматери на новый престол, сооруженный на пожертвования народа.

Многолюдный праздник свидетельствовал о возрождении каталонского народа и культуры после тяжких военных лет. Аббат Эскарре продолжил путь, проложенный его предшественником, аббатом Марсетом, поощряя культурное развитие монастыря, оказывая особое внимание литургии монашескому укладу, а также проводя материальное благоустройство обители.

В этом же направлении, приспосабливаясь к новым веяниям и запросам, продолжили свою деятельность его приемники Габриель Мю Брасо, Кассиа М. Жуст и Себастиа М. Бардолет. В эти последние годы заслуживают внимания пользующееся переменным успехом попытки восстановления пустынничества в окрестностях монастыря.

Эти штрихи из истории Монтсеррата позволяют понять значение, которое его церковь монастырь приобрели в наши дни. Богатый и многоликий, порой даже обескураживающий ансамбль, Монтсеррат привлекает не только своим культурным и художественным богатством, но и религиозным гуманистическим значением, тесно связанных с национальным сознанием каталонского народа.

В 1952 г. в старом монастыре Санта Сесилия обосновалась община бенедиктинских монахинь, которая была в 1955 г. переведена в монастырь Сант Бенет — приблизительно в 4 км от часовни паломников.

Оба монастыря, скиты отшельников и приток половников превращают гору Монтсеррат в место молитвы, глубокого размышления и духовного возрождения человека, не чуждого радостям и горестям любого из нас.

«ЛА МОРЕНЕТА»

Согласно историческим свидетельствам, с момента помещения образа Богоматери в романской церкви,вместе с неуклонно увеличивающимся притоком верующих значительно возросла и слава монастыря. В начале XIII в. король Жауме I уже говорил о малeненькой монтсерратской церкви как о «месте, которое Бог постоянно отмечает и прославляет чудесами». Кофрадия (братство) почитателей Монтсерратской Божьей Матери, к которому примкнуло за последующие века большое количество верующих, разделивших духовные ценности монашеской общины и вверивших себя ее молитвам.

«Ла Моренета» (Смуглянка), как фамильярно называют Святую Деву из-за темного цвета ее лика,-резная деревянная фигура в романском стиле к-ца XII-нач. XIII вв., впоследствии неоднократно отреставрированная, в особенности после войны с Францией (XIX в.). Образ излучающий спокойную и суровую красоту, скорее всего приобрел эту окраску благодаря медленному окислению лака, покрывающего его лик и руки, под действием времени и чада свеч и лампад, которыми в течении многих лет освещалась тесная романская церковь. Священный образ воплощает для крестьянина, знакомого со Священным писанием, «невесту» из ветхозаветной «Песни», которая «смугла и красива», по словам библейского автора, включенным в церковную литургию.

На Богоматери, увенчанной диадемой, надеты полихромной головной плат и позолоченные туника и мантия. Поза ее статична и исполнена достоинства, а в левой руке Святая дева держит шар, На коленях Мария держит Младенца Христа, правая рука которого поднята в жесте благословения, а в левой он держит сосновую шишку. Фигура была перенесена из романской церкви в современную Базилику в 1599 г. В 1881 г. она была канонически коронована и провозглашена покровительницей Каталонской епархии, а в 1947 г.- установлена на новом престоле.

Этот образ Богоматери, который со временем приобретал все большее значение, олицетворяет духовное начало Монтсеррата и придает монастырю особый престиж и привлекательность в глазах прихожан. Образ символизирует один из главных принципов христианской веры- таинство воплощения Сына Божьего, очеловеченного в Иисусе Назаретском. Мария с Сыном на руках олицетворяет любовь Бога к человечеству, которому Иисус предлагает обрести жизнь и бессмертия. Таинство воплощения, наивысшим моментом которого является Пасха, — основа вселенной, созданной Богом.

Оставьте ваш комментарий

Your email address will not be published.

  • Навигация

  • Статьи по годам

Compare Listings