Your search results

Барселона – город, в котором жизнь не останавливается ни на секунду

Начинать знакомство с городом стоит с бульвара Рамбла. Это сердце Барселоны и самая знаменитая пешеходная зона Каталонии. Еще в конце позапрошлого века в книге «По Испании» наш соотечественник писал: «Прежде всего я, конечно, прошел во всю длину улицы Rambla. Это Невский Барселоны; но наш Невский далеко уступает этому по красоте и чистоте, по изяществу магазинов, по той массе цветов, от которой ломятся киоски, и по роскоши исполинских платанов, идущих серединою этой необыкновенно широкой улицы».

Рамбла берет свое начало у самого порта и тянется вверх до площади Каталонии. Ее длина 3 км. В начале бульвара возвышается колонна с бронзовой статуей Колумба (1888 г), в верхней части находится иезуитская церковь Маре-Деу-Бетлем (XVIII в.), а напротив нее — дворец Можа (XVIII в.). На протяжении всего бульвара то тут, то там можно встретить застывшие фигуры — на небольших постаментах в самых причудливых позах замерли фантастические персонажи. В первый момент кажется, что это скульптуры, но стоит опустить монетку в специальную коробочку, как они начинают медленно двигаться, и только тут понимаешь, что это живые люди. Таким образом подрабатывают студенты.

Готический кватал

По правую сторону Рамблы (если подниматься от порта) располагается Готический квартал. Это сплошная каменная экспозиция с вкраплениями маленьких магазинов, кафе и таверн. Именно здесь был заложен старый город. Его центр образует мэрия и дворец правительства Каталонии (XV в.). Резиденцией каталонских монархов был Большой Королевский дворец (XIV в.) на средневековой Королевской площади. Особенно красив тронный зал Тинел (35,5 м в длину и 17 м в ширину).

Ну и, конечно, кафедральный собор Барселоны. Его строительство было начато в 1298 г. на месте и с частичным использованием предыдущих вестготско-романских строений. Основные работы были закончены в 1448 году, однако главный фасад достроен только в XIX в. В роскошном соборе, посвященном св. Евлалии, 29 капелл, великолепные хоры, богато украшенные резьбой, и главный алтарь. Во внутреннем дворике собора, окруженном крытой галереей, находятся гробницы состоятельных горожан, покой которых «охраняют» гуси. Здесь растут магнолии, пальмы и апельсиновые деревья.

Недалеко от Собора находятся дворец Льоктинет (XVI в., внутренний дворик в стиле эпохи Возрождения) и музей Маркеса (созданный на пожертвования скульптора Маркеса), в котором экспонируется великолепное собрание скульптур.

На выходе из квартала двумя гигантскими стражами возвышаются римские башни ворот епископа.

В нескольких минутах ходьбы от готического квартала находится удивительно красивая готическая церковь Санта-Мария-дель-Мар, строительство которой началось в 1329 г. и продолжалось 50 лет, причем была сохранена удивительная чистота стиля. Эль Борн — пространство с восточной стороны церкви — с XIII по XVII в. было местом проведения турниров, поединков и празднеств. Дом № 17 на этой площади — единственный уцелевший образец барселонского дворца XIV в.

Обязательно стоит посетить находящийся рядом Музей Пикассо. В помещениях бывших дворцов XIII и XV вв. собрано свыше 3600 работ художника, который в юности учился в Барселоне.

Барселона и Гауди

Еще одну грань Барселоны создавал на рубеже XIX и XX веков великий Антонио Гауди (1852–1926 гг.), изменивший само понимание пространства в архитектуре. Его цель — доброжелательная архитектура, подражание миролюбивой природе, его девиз — нет прямым линиям. Его творения не укладываются в привычные рамки. Волнообразные, многоцветные скульптурные формы можно найти в Барселоне повсюду. Это и здания на проспекте Гра-сиа: дом Батло с многоцветными стеклами и керамической облицовкой, и многоквартирный дом Мила с чугунными балконами и скульптурами на крыше. Его волнообразные стены, считавшиеся к моменту сооружения революционной новинкой, сегодня получили признание во всем мире.

Нельзя не сказать о парке Гуэль. Это целый комплекс построек, спроектированный по заказу барселонского магната, который намеревался создать здесь городок-сад из 60 домов для своих родственников. Этот проект со всеми строениями, лестницами, виадуками, галереями и опорными стенами был призван сблизить архитектурно-пластические формы с формами живой природы. Однако замысел был осуществлен лишь частично. Первой бросается в глаза стена вокруг парка, украшенная мозаикой из керамических плиток. Помимо нее внимание привлекают два дома странной формы с разноцветными крышами и великолепная лестница, украшенная цветной плиткой и драконами.

Саграда Фамилиа

Заложенный в 1882 г. грандиозный Собор Святого Семейства — по-испански Саграда Фамилиа — мало-помалу приобретает вид завершенного творения. Того, каким его задумал один из величайших архитекторов XX века Антонио Гауди. Заказ на строительство, точнее на его завершение (начал возводить собор другой архитектор), Гауди получил, когда ему едва исполнился 31 год. На его счету тогда была всего одна постройка — цех для отбеливания хлопка. «По легенде, председателю Общества святого Иакова, которое выступало главным заказчиком собора, сеньору Букабелье однажды приснилось, что Саграда Фамилиа возведет блондин с голубыми глазами. Как понимаете, среди испанцев голубоглазых блондинов не так уж много, поэтому, когда Букабелья увидел Гауди, он сразу понял: это тот самый человек», — Анжела Санчес-и-Гаргальо, искусствовед.

На самом деле заказчики остановили свой выбор на Гауди, скорее всего, из соображений экономии — маститый архитектор обошелся бы им значительно дороже. Однако работодателей ждало разочарование — уже в первые годы смета была превышена многократно. Гауди приступил к работе, не имея готового проекта. Он вообще предпочитал импровизировать на строительной площадке. По-другому архитектор работать просто не мог. К каждому своему творению он относился как к живому существу, которое должно расти свободно и естественно. При всей фантасмогоричности созданных Гауди форм они никогда не абстрактны — напротив, всегда прямо восходят к чему-то, существующему в природе. На вопрос, где он находит для себя образцы, архитектор отвечал: «В обыкновенном дереве, с его ветвями и листьями. Все части дерева растут органично и кажутся прекрасными, потому что создал их один художник — Бог». Черпая вдохновение в живой природе, Гауди создавал конструкции, казавшиеся его коллегам невозможными. Только через десятилетия после смерти архитектора, уже в компьютерный век, было доказано — инженерные решения, к которым Гауди пришел интуитивно, полностью отвечают законам механики. В Соборе Саграда Фамилиа он «насадил“ целый лес колонн с капителями в виде ветвей — переплетаясь, они перекрывают свод ажурной лесной паутиной. Современники Гауди были уверены, что этот свод непременно рухнет. Уникальные конструкции, на которых покоятся своды Собора Саграда Фамилиа, — железобетонные колонны, облицованные базальтом, песчаником или гранитом. Эти конструкции придумал еще сам Гауди. Колонны уходят в глубину под землю на 20 метров, а в высоту достигают 70 метров. Каждая из них может выдержать семибальное землетрясение и порывы ветра до двухсот километров в час». http://www.sagradafamilia.org

Гауди не разделял элементы своих построек на функциональные и декоративные — ведь в природе такого деления не существует. Опоры спроектированного им акведука в Парке Гуэль выглядят как древние окаменевшие древесные стволы. Обычным трубам и выходам вентиляционных шахт на крыше доходного дома Каса Мила он придал облик призрачных воинов и стилизованных деревьев. Каса Мила, сразу прозванный барселонцами «Ла Педрера», то есть «Каменоломня», замечателен не только своей непохожестью ни на что. Это был первый в истории дом с подземным гаражом. Кроме того, в нем впервые был применен принцип, через десятки лет названный «свободной планировкой».

На Гауди обратили внимание, когда он уже начал возводить Саграда Фамилиа, и вовсе не в связи с этим проектом. В 1878 г. он выстроил летнюю виллу для фабриканта Мануэля Висенса. План дома чрезвычайно прост, но архитектор облицевал виллу разноцветной глазированной плиткой и украсил таким количеством пристроек и декоративных элементов, что она превратилась в сказочный мавританский дворец. Первые проекты Гауди привели в восхищение богатого мецената графа Эусебио Гуэль. По его заказам Гауди построил несколько замечательных зданий и спланировал городской парк. Хотя заказы сыпались на него со всех сторон, с 1914 г. Гауди целиком посвятил себя Собору Саграда Фамилиа.

7 июня 1926 г. в Барселоне был торжественно пущен первый трамвай. Лишь одно событие омрачило тот праздничный день — через несколько часов после открытия движения под колеса вагона попал какой-то нищий старик. Его отвезли в больницу, где он вскоре скончался. Тело уже собрались отправить в общую могилу. И одна из сотрудниц госпиталя опознала тело. Это был Гауди. Похоронили архитектора в крипте Саграда Фамилиа — собора, который он считал главным делом своей жизни. Анжела Санчес-и-Гаргальо: «Гауди понимал, что у него вряд ли хватит времени, чтобы завершить строительство собора. Поэтому он в последние годы отступил от своего принципа и стал делать эскизы и чертежи для тех, кто придет после него. Много было споров, следует ли продолжать строительство. Победили те, кто считал, что оставить творение мастера незавершенным — значит предать его память». Многие в Испании считали кощунством вмешиваться в замысел гения. «Это все равно, что приделывать руки статуе Венеры Милосской», — возмущался архитектор Хосе Асебильо. Сальвадор Дали высказался еще категоричнее: «Предательством по отношению к Гауди было бы достраивать собор… Лучше оставить его торчать посреди Барселоны огромным гниющим зубом».

Так или иначе, но строительство продолжалось. В 1936 году, когда в Испании разгорелась гражданская война, оно прервалось. Анархисты, которым в тот период фактически принадлежала власть в городе, уничтожили почти все макеты и чертежи Гауди. Интересный факт: находившийся тогда в Барселоне знаменитый английский писатель Джордж Оруэлл отнесся к этому акту вандализма вполне положительно. Собор, по его мнению, вообще следовало взорвать. Согласно планам Гауди, Саграда Фамилиа должен иметь три фасада — Рождества, Страстей Господних и Вознесения Христова. Над каждым возвышаются 12 башен — по числу апостолов. Еще 6 башен должны быть возведены над центральным нефом: 4 в честь евангелистов, одна, посвященная Богородице и самая высокая, стасемидесятиметровая — Христу. При жизни Гауди был завершен лишь фасад Рождества и венчающие его четыре башни апостолов. Отделке башен архитектор уделял особое внимание, стремился сделать так, «чтобы, — по его собственному выражению, — ангелам было приятно на них смотреть». Поэт Лорка, увидев башни собора, спросил у Гауди: «Вы что, создаете оргaн для Господа?» Гауди согласно кивнул. Его мечтой было заставить башни в ветер резонировать так, чтобы в храме звучала музыка Творения.

Скульптурные группы фасада Рождества изваяны Гауди в натуральную величину. Для сцены избиения младенцев архитектор делал гипсовые слепки с мертворожденных детей. Чтобы сделать слепок с животного, он предварительно погружал его в сон с помощью хлороформа. На фасаде точно воспроизведены растения характерные для Палестины и Каталонии, а между башнями высится рождественское дерево. Противоположный фасад Страстей Господних построен уже в наше время по проекту современного архитектора — барселонцы его недолюбливают и называют «звездными войнами». Гауди избегал абстрактной символики, а здесь рядом со сценой поцелуя Иуды изображен «магический квадрат»: сумма чисел во всех его столбцах, строках и диагоналях равна тридцати трем — столько было Христу, когда он взошел на Голгофу.

Благодаря Гауди Барселона золотыми буквами вписана в историю мирового искусства.

Из других достопримечательностей этого города стоит отметить Дворец Педральбес, построенный Советом города для Альфонса XIII в 1925 году. Кованые железные ворота с драконами работы Гауди на дороге, ведущей к дворцу, подсказывают, что некогда этот участок был частью владений Гуэля. Неподалеку находится монастырь Педральбес. Его колокольня, галерея и часовня Сан-Мигель являются великолепными образцами каталонской готики.

Гора Монжуйк

Стоящая на обрыве над морем крепость Монжуик (Castell de Montjuïc) — старейшее сооружение на всем холме. В 1652 году, когда на Барселону надвигались войска испанского короля, вокруг стоявшей здесь средневековой дозорной башни в рекордно короткие сроки, за несколько недель, выросла крепостца. Однако крепостца не спасла; напротив — перестроенная Бурбонами в XVIII веке, она на несколько веков превратилась в символ оккупации города. Воспоминания об этом весьма свежи у старшего поколения барселонцев и сейчас: при Франко на Монжуике содержали политзаключенных, а казненных хоронили тут же, поблизости, на Монжуикском кладбище. Самая свежая могила принадлежит анархисту Сальвадору Пучу Антику, удавленному 2 марта 1974 года. Ныне крепость открыта для посещения как Военный музей (Museu Militar); экспозиция включает оружие и униформу последних веков со всего мира, дивизию оловянных солдатиков в 23 000 штыков, рыцарские доспехи и модели наиболее известных крепостей Каталонии. Впрочем, в ближайшее время армия, которой все еще принадлежит крепость, должна передать ее городу, и дальнейшая судьба музея неясна: военные настаивают на его сохранении, но у мэрии на крепость какие-то свои планы. Склон холма вниз от крепости занят чередой парков и садов. Особенно выделяется экзотическая коллекция кактусов садов Коста-и-Льобера (jardins de Costa i Llobera), включающая гигантские Echinocacti grusonii c особо устрашающими колючками, которые барселонцы ласково называют «тещиным стулом». Поблизости находится остановка самого радикального способа передвижения между Монжуиком и городом — канатной дороги (Transbordador Aéri), соединяющей смотровую площадку Miramar с портом и через гавань — с Барселонетой.

Прибрежная гора Барселоны Монжуйк, откуда открывается вид на порт, была центром Олимпийских игр 1992 года. В числе ее достопримечательностей — военная крепость, охраняющая вход в гавань, увеселительный парк, стадион и несколько музеев. Самая популярная и, пожалуй, самая эклектичная постройка на горе — Испанская деревня. Это группа домов, построенных в стилях различных провинций Испании.

На вершине Тибидабо

Самая высокая точка Барселоны (518 метров), отсюда открывается красивейший вид на город. ТВ-башня, парк аттракционов, «романтические сады», Музей механических игрушек. На вершине стоит Искупительный Храм Святого Сердца, увенчанный статуей Христа, открывающего объятия миру. Тибидабо — не языческая абракадабра, а слова из Евангелия, произнесенные по-латыни: тебе даю. Так дьявол соблазнял Иисуса Христа, показывая ему с вершины горы всю красоту мира. Доехать до Пласа-дел-Тибидабо, затем сесть на «Голубой трамвай», а потом пересадка на фуникулер до Парка атракционов. Летом с 12.00 до 22.00. www.tibidabo.es

Гора Тибидабо является кульминационным пунктом горной гряды Кольсерола и покрыта лесными зонами. На Тибидабо располагается городской парк, находящийся на высоте 518 метров над уровнем моря. Парк аттракционов с Музеем роботов, занимающий эту природную смотровую вышку, оснащен по последнему слову техники. Парк Тибидабо, со своей обзорной башней и всеми мыслимыми аттракционами, неизбежно становится одним из самых ярких воспоминаний раннего детства каждого жителя Барселоны. На самой вершине горы стоит Храм Святого сердца Христова архитектора Энрика Саньера. Псевдоготический стиль строения не лишен оттенка монументального величия. Храм дает доступ к самой высокой отметке Кольсеролы, откуда открывается великолепный вид Барселоны и каталонского побережья. Неподалеку стоит телевизионная башня Кольсерола, проект которой был осуществлен известным английским архитектором Норманом Фостером. Это самое высокое сооружение на Иберийском полуострове: его смелые очертания видны из любой точки города. На башне открыта смотровая площадка. Силуэты Храма Святого сердца, парка аттракционов и телекоммуникационной башни высотой 268 метров, расположенных на Тибидабо, видны из любой точки города.

Современная Барселона – город, в котором жизнь не останавливается ни на секунду. Круглый год здесь проходят значительные события во всех областях культуры: выставки, гастроли, концерты самых известных людей планеты. Это город, в который влюбляешься с первого взгляда. Его особый дух завоевывает сердца всех туристов, стремящихся вернуться сюда вновь.

Очень подробно,много статей и фото здесь http://www.barcelona-maresme.com/barcelona/

http://barcelona.mapalia.com/ Интерактивная карта Барселоны

http://www.guiadelociobcn.com/ Афиша,все культовые рестораны, концерты, арт-галереи, выставки в Барселоне

Оставьте ваш комментарий

Your email address will not be published.

  • Навигация

  • Статьи по годам

Compare Listings