Барселона — важный культурный центр всей Европы
БАРСЕЛОНА — историческая столица Каталонии, крупнейший порт на Средиземном море. Самый оживленный, самый «европейский» город Испании, жители которого пользуются славой любителей искусств, особенно музыки. Кроме того, это самый торговый и индустриальный город страны. Соседство старинных зданий, дворцов, церквей и ультрасовременных строений, широких улиц, обсаженных платанами и пальмами, и уютных площадей представляет чрезвычайно своеобразную картину. Здесь мирно соседствуют старинные здания, изящные дворцы, храмы и ультрасовременные здания. Основанный римлянами во II в. до н. э. город за свою историю был и столицей Барселонского графства, и королевства Арагона. Сегодня это важный культурный центр и главная точка притяжения Каталонии, славящаяся своей архитектурой и богатым культурным наследием — считается, что все архитектурные и исторические памятники Барселоны невозможно посетить даже за год, если выделять этому не менее 5 часов в день.
Отправной точкой для путешествия по городу лучше всего выбрать область вокруг постоянно деятельных и людных кварталов Ла-Рамбла, а также площадей Пласа-де-Сант-Хосеп-Ориоль (Placa de Sant Josep Oriol) и Пласа-Реал с многочисленными променадами, рынками, кафе, барами, магазинами и огромным количеством достопримечательностей. Ла-Рамбла ( «Бульвар») — довольно традиционное название для испанских улиц, но в Барселоне это ещё один из символов города — семь бульваров, различающихся по названию и характерным особенностям, но непременно насыщенных увеселительными заведениями, кафе и ресторанчиками. Ближе к центру расположена Рамбла-де-Каналетес со знаменитым источником Каналетес — попробовавший его воду обязательно вернется в Барселону ещё раз. Рамбла-дел-Эстудис интересна своим университетом (Эстуди-Хенераль), Вифлеемской церковью (Эсглесия-бе-Бетлем, 1681 г.), барочным дворцом Моха (XVIII в.), госпиталем Санта-Крус (XV-XVI вв.) и птичьим рынком. Обсаженная огромными платанами Рамбла-де-лес-Флорес ( «Бульвар цветов») привлекает гостей дворцом Палау-де-ла-Виррейна (XVIII в.), в котором сейчас расположен Выставочный центр и муниципальный отдел культуры, прекрасным рынком Бокерия (Меркат-Сан-Хосеп, XIX в.) и близлежащим театром Гран-Театре-дель-Лисеу — одним из самых пышных театральных залов мира (отреставрирован после сильного пожара 1994 г.). На Рамбла-де-лес-Капучинес интересны колледж Святого Бонавентуры (XVII в.), в котором сейчас расположен отель «Ориенте», экстраординарный дворец Палау-Гуэль (1885 г.) и фонари ранней работы Гауди. Рамбла-де-Санта-Моника — более современная и широкая улица, на ней расположены августинский женский монастырь Святой Моники (1626 г. — самое старое здание в пределах Рамблы) и выставочный зал одноименного Центра искусств, а также музей Сера и классический дворец Марч (XVIII в.), где сейчас находится Отдел культуры правительства Каталонии. По воскресным дням здесь открыт рынок изделий народных ремесел.
Основные районы города
- Ciutat Vella (старый город): El Raval (также известный как Barri Xinès), Barri Gòtic (Готический квартал), La Barceloneta и Barri de la Ribera.
- Eixample: Sant Antoni, l’Eixample Esquerra ( «Левая часть Eixample»), l’Eixample Dreta ( «Правая часть Eixample»), Barri de la Sagrada Família
- Sants — Montjuïc: Can Tunis, Montjuïc, Hostafrancs, Sants, Poble Sec
- Les Corts
- Sarrià — Sant Gervasi: Pedralbes, Sarrià, Sant Gervasi, Vallvidrera
- Gràcia: Vallcarca, El Coll, La Salut, Gràcia, El Camp d’en Grassot
- Horta-Guinardó: Horta, El Carmel, La Teixonera, El Guinardó (Alt i Baix)
- Nou Barris: Can Peguera, Porta, Canyelles, Ciutat Meridiana, Guineueta, Prosperitat, Vallbona, Verdum, Vilapicina, Roquetes, Trinitat Vella, Trinitat Nova, Torre Baró, Torre Llobeta и Turó de la Peira
- Sant Andreu: Barri del Congrés, Sant Andreu de Palomar
- Sant Martí: Fort Pius, Sant Martí de Provençals, Poble Nou, La Verneda, el Clot
Городской портал www.bcn.cat
Детальный план города http://www.bcn.cat/guia/welcomec.htm
Эйшампле
До середины XIX века городские границы проходили по краю частично окруженного стенами старого квартала, за которыми простиралась неосвоенная территория. С отменой Филиппом V специальных привилегий, которыми пользовались каталонцы (в 1714 году), и потерей своего Средиземноморского превосходства, Барселона вступила в фазу экономического упадка, который исключил все возможности развития. Эти перемены произошли одновременно с пробуждением национального сознания каталонцев, которое в 1814 году привело к началу периода Возрождения, когда, вследствие возникновения движения Романтизма и под влиянием освободительных войн того времени, во всех регионах Европы наблюдалось переосмысление собственной истории и культуры. В то же самое время рост промышленности положил начало новой эпохе процветания высшего сословия, которое не оставило без внимания обустройство города. В 1860 году старые городские стены Барселоны были разрушены, и территория строительства распространилась далеко за их пределы, частично в результате присоединения к городу нескольких окрестных территорий.
Барселона знаменита планировочной структурой, заложенной еще в XIX веке. Ее создатель — испанский инженер Ильдефонс Серда – считается одним из первопроходцев современного городского планирования. В 1885 году ему была поручена разработка и реализация проекта преобразования города.Окаймленные деревьями улицы 20-метровой ширины (предписывалось высаживать не менее 200 деревьев в каждом квартале) и несколько авеню 50-метровой ширины пересекались под прямым углом, образовывая почти симметричную сеть. По первоначальному плану город был поделен на 1200 городских кварталов (3 сектора, 12 районов, 48 микрорайонов). Позже «Проект преобразования и расширения Барселоны» был несколько скорректирован. Количество кварталов сократилось до 100. Появившийся в результате реконструкции новый район «Эль Эйшампле» соединил центр города с окрестностями. Стоит заметить, что Серда особое внимание уделял транспортному сообщению. Квадраты улиц были скошены, что позволяло городскому транспорту свободно маневрировать. По плану Серды Барселона развивалась вплоть до 1953 года.План Серда не предполагал привилегированных кварталов, однако Эщампле не получилось связным единым пространством хотя бы потому, что ровно посередине через весь новый город инженера Серда проходила железная дорога в фешенебельный пригород Сарья (Sarrià). До двадцатых годов, пока ветка не была упрятана под землю (нынешняя линия FGC L6), две половины, на которые она делила Эщампле, никак между собой не соединялись. Эти зоны до сих пор известны как Dreta de l’Eixample (правая сторона Эйшампле) и Esquerra de l’Eixample (левая сторона Эйшампле); граница проходит по улице Бальмес (Balmes), а справа или слева — это если смотреть от моря в гору. Строительные участки справа от железной дороги, там, где проходит бульвар Грасии, ценились гораздо больше. Именно сюда потянулись денежные мешки, а с ними и архитекторы-модернисты. Сегодня участок Эщампле между улицами Мунтане (Muntaner) и Руже-де-Флор (Roger de Flor) объявлен «Золотым квадратом модернизма» (Quadrat d’Or del modernisme), объединяющим полторы сотни памятников, охраняемых государством. И хотя официальный Квадрат немного захватывает левую сторону Эщампле, все первосортное все же справа.Расширение города в связи с появлением района Эйшампле совпало с развитием модернизма. Этот стиль искусства и архитектуры, связанный прежде всего с Барселоной, охватывает все изменения от позднего историцизма до арт-нуво без какого-либо культурного разрыва, произошедшего, например, в Германии между периодом быстрого индустриального развития и последующим периодом. Территория нового города стала особенно привлекательной для состоятельных представителей высшего сословия и для архитекторов, таких как Антони Гауди, Льюис Доменек-и-Монтанер и Жосеп Пуиг-и-Кадафалк, с их великолепными проектами, подарившими району Эйшампле его неповторимый шарм. Существенным также является тот факт, что Испания сохраняла нейтралитет в обеих мировых войнах, а гражданская война (1936-39 гг.) была далека от того, чтобы нанести такой же вред, какой нанесли массивные бомбардировки другим европейским странам в период с 1939 по 1945 годы.
Баррио-Чино и Верхний Раваль
Рамбла, служащая одной из границ Готического квартала, отделяет его от района красных фонарей и трущоб, Баррио-Чино (Barrio Chino), дословно — Китайского квартала. Однако выходцев из Поднебесной здесь не больше, чем в московском Китай-городе: названием своим барселонское дно обязано одному журналисту, посмотревшему в 1920-е годы фильм про Чайнатаун Сан-Франциско и использовавшему испанскую кальку этого слова в своих обличительных писаниях.Земля за Рамблой издавна использовалась для занимающих много места зданий — здесь стоит средневековая больница, здесь было множество монастырей, а после их конфискации государством в XIX веке на месте монастырей появились фабрики и антисанитарное жилье для рабочих. В 1920-1930-е годы Чино превратился в легендарное место, привлекавшее отребье со всей Европы. «Баррио-Чино был о ту пору своего рода притоном, населенным не столько испанцами, сколько иностранцами, которые все как один были вшивой шпаной. Иногда мы одевались в шелковые рубашки зеленого или светло-желтого цвета, обували стоптанные туфли, наши прилизанные шевелюры казались густо намазанными лаком» — это из «Дневника вора» Жана Жене, перебивавшегося грабежами, кражами из церквей (местные на это не решались), нищенством и проституцией «в недрах квартала, пропахшего маслом, мочой и дерьмом»; ныне его имя носит одна из площадей Чино.С распространением героина в 1970-е годы колорит квартала принял более угрожающие оттенки, и городские власти всерьез взялись искоренять порок. Сейчас от того легендарного Баррио-Чино мало что осталось. Снесен любимый бордель Пикассо La Suerte Loca (Estel, 2), снесено кабаре La Criolla, в котором наряженный девочкой Жене отдавался английским матросам (Cid, 10), сносятся целые кварталы, а на их месте строятся новые жилые дома или прокладываются проспекты да бульвары. Проституток худо-бедно загнали в несколько менее заметных переулков вроде Сан-Рамон (Sant Ramon) или Рубадо (Robador), где они подпирают двери баров Kentucky, Oregon и т.п. — в честь американских военных кораблей, заходивших в барселонский порт в 1950-1970-е годы. Последний реликт того, старого, Чино — кабаре Cangrejo Loco с его шоу каких-то совершенно сказочных трансвеститов, большинство же выживших заведений — вроде Bar London (Nou de la Rambla, 34) и особенно Marsella — сменило профиль и теперь оккупировано иностранной молодежью.Большинство обитателей квартала ныне составляют эмигранты из Пакистана, Пенджаба или с Филиппин, которых городские власти пытаются приучить к благам цивилизованной каталонской жизни, для чего даже снесли несколько кварталов и проложили на их месте рамблу Раваль (rambla del Raval). Открывшаяся в конце 2000 года рамбла поначалу производила довольно жалкое впечатление: высаженные пальмы не прижились и уже, казалось, погибли, зато пакистанцы с большим энтузиазмом восприняли идею сидеть целый день на корточках на газоне и меланхолично сплевывать друг другу под ноги. Теперь же это вполне себе живое место, летом обрастающее террасами кафе и ресторанов. Забредете сюда — найдите смешного бронзового кота-бегемота скульптора Ботеро, которого перенесли от Королевских верфей. В общем и целом новый Чино — далеко на такое опасное место, но бесцельно шляться по темным переулкам квартала после заката в одиночку, пожалуй, все же не лучшая идея.Помимо проституток и веселых баров в Баррио-Чино есть и более традиционные достопримечательности. Главная из них стоит на самом дальнем от Рамблы краю квартала, на углу с проспектом Параллель (Paral.lel) — монастырская церковь Сан-Пау-дел-Камп (Església de Sant Pau del Camp), лучший в городе образец романской архитектуры. Крохотное строение с грубыми толстыми стенами и приземистой башней выглядит сельской церковью — каковой и является: Святой Павел в Полях был поставлен в XII веке далеко за тогдашними пределами города. Над порталом можно видеть рельефы с символами евангелистов и указующей десницей. К очень простой церкви примыкает изящный клуатр — микроскопический садик, обнесенный галереей с редкими трехлопастными арками и резными капителями. А под № 9 по улице Сан-Пау, что ведет от монастыря к Рамбле, обнаруживается запущенная гостиница España, одна из важнейших работ Думенека-и-Мунтане. Самая интересная часть здания — ресторан, отобедать в котором могут не только постояльцы.
Площадь Испании
Освоение холма городом начиналось с площади Испании (placa d`Espanya), ставшей главной площадкой Выставки 1929 года. Ансамбль ее до сих пор служит парадным входом на Монжуик. Между двумя 47-метровыми копиями кампанилы c венецианской площади Сан-Марко начинается проспект Королевы Марии-Кристины (avinguda de la Reina Maria Cristina) — парадная перспектива, уводящая к гигантской лестнице на холм. Центральное место здесь занимает Волшебный фонтан (Font Magica) — аттракцион по последнему слову тогдашней техники, пляшущие в такт музыке струи воды с электрической подсветкой. Особой любовью отреставрированный недавно фонтан пользуется у русских туристов, считающих его едва ли не главной достопримечательностью Барселоны наряду с Саграда-Фамилией и магазинами El Corte Ingles. Возможно, это как-то связано с тем обстоятельством, что Волшебный фонтан — обязательный пункт программы всех экскурсий в столицу для отдыхающих с Коста Бравы или Коста дэ Барселона-Марезме. Среди занимающих места вокруг фонтана перед началом светомузыкального шоу русские составляют самую заметную группу. Окружающие проспект здания выставочных павильонов, зеленые террасы и каскады фонтанов были спроектированы Пучем-и-Кадафалком. После его работ начала века подъем на Монжуик может разочаровать: к концу 1920-х годов архитектор уже видел в модернизме политически неблагонадежное баловство, так что весь ансамбль выдержан в духе несколько барочной монументальности. Однако замыкающий перспективу Национальный дворец (Palau Nacional) наверху лестниц и эскалаторов все равно смотрится весьма впечатляюще. По эффектности с ним в этой части города могут сравниться только виды, открывающиеся у дверей дворца на проспект Королевы Марии-Кристины, площадь Испании и старую арену для боя быков. Изначально все павильоны, построенные к Выставке, предполагалось снести по окончании мероприятия, однако некоторые решено было сохранить. Во дворце разместился замечательный Национальный музей каталонского искусства (mnac), а симметричные здания по обеим сторонам проспекта у подножия холма используются для всевозможных торговых и промышленных выставок и ярмарок (Fira de Barcelona). Однако самое революционное здание Выставки — павильон Германии (Pavello Mies van der Rohe) работы Людвига Мис ван дер Роэ, ставший символом рационалистической архитектуры, был благополучно снесен. То, что стоит сейчас на этом месте, в минуте ходьбы справа от подножия лестниц, — реконструкция 1986 года. Невероятной чистоты линий здание из стекла, хромированной стали и разных сортов мрамора царственно пустует, если не считать сувенирной лавки, скульптуры «Утро» Георга Кольбе в бассейне и нескольких копий прославленного «Барселонского кресла», придуманного Мис ван дер Роэ для немецкого павильона и с тех пор растиражированного по офисам всего мира.
В пределах города имеется семь хороших берегов — всего 4,5 км пляжей. Побережья Барселонета и Сант-Себастиа являются самыми протяженными (по 1100 метров каждое), наиболее старыми и часто посещаемыми пляжами Барселоны — они неоднократно входили в самые престижные рейтинги лучших пляжей Европы. По другую сторону, за Олимпийским портом, начинается череда других городских берегов — Нова-Икария, Богатель, Мар-Белья, Нова-Мар-Белья и Льевант, которые были созданы в результате перестройки береговой черты в преддверии летних Олимпийских игр 1992 года (сложно представить, но до этого город был практически отрезан от моря рядами фабрик, складов и доков). Интересно, что большинство пляжей насыпные, а песок сюда привозят аж из Марокко. Еще одной точкой притяжения является пригород Монтмело, в котором расположена трасса Гран-при Испании «Формулы-1» (используется также для международных соревнований по мотогонкам).
Очень подробно,много статей и фото здесь http://www.barcelona-maresme.com/barcelona/
СПИСОК ВСЕХ ЛУЧШИХ ОТЕЛЕЙ БАРСЕЛОНЫ