Your search results

Антонио Гауди, архитектор – мистик, чья жизнь и творчество окутано тайной

Антонио Гауди был единственным выжившим ребенком в семье кузнеца Франциско Гауди-и-Корнет. За его жизнь так же опасались, поэтому крестины состоялись на следующий же день после рождения. Свое имя мальчик получил в честь матери, Антонии. Однажды, уже спустя несколько лет, в дом к семье Гауди придет доктор, он осмотрит маленького мальчика и начнет рассказывать родителям о тяжелом недуге ребенка и близкой его смерти. Все это время Антонио стоял за дверью и подслушивал. Вот тогда мальчик решил, что должен выжить во что бы то ни стало. И он выжил. Выжил для того, чтобы исполнить свое высокое предназначение.

В возрасте 11 лет отец отдает Антонио учиться в католический колледж. Особыми успехами мальчик не отличался, но два предмета его интересовали больше других – это были геометрия и рисование. А в свободное от занятий время будущий архитектор любил бродить со своими многочисленными друзьями по окрестностям родного города Реуса и исследовать местные монастыри.

Первая работа по иллюстрированию школьного журнала привела в восхищение всех учителей юного Гауди. На вопрос о том, откуда у мальчика взялось умение МЫСЛИТЬ в трех измерениях и как развился талант переносить на бумагу образы и формы живой природы, мальчик важно ответил: «Я сын, внук и правнук котельщика. Мой отец – кузнец и мой дед был кузнецом. Со стороны матери в семье также были кузнецы; один ее дед был бондарем, другой моряком, — а это тоже люди пространства и расположения».

Несколько позднее одноклассники великого архитектора рассказывали, что юный Гауди мог в течение долгого времени лежать на траве и смотреть в небо, наблюдая за медленным движением облаков, которые за считанные минуты могли преображаться и приобретать самые разные, порой причудливые формы. Все в живой природе представляло для мальчика неподдельный интерес: и яркий цветок на тонком стебле, и дерево со множеством зеленых листочков, шелестящих от дуновения ветра, и звери с их грацией и силой. Все это мы увидим потом в его архитектуре, осмысленное, переработанное, виртуозно примененное.

Все, что есть в нашей взрослой жизни, это все оттуда, из детства. Все наши страхи, все наши комплексы, наше отношение к жизни. То, что я увидела в творчестве Гауди и то, что было необычно для меня, для него было работой мысли, оценкой увиденного, анализом этого увиденного. И начал он ВИДЕТЬ еще в детстве.

Гауди не имел семьи и детей, он был одинок в личной жизни (в том смысле, каком мы привыкли понимать это выражение).Но судя по описанию его внешности, он был просто красавчик: настоящий денди, брюнет с голубыми глазами – этот мужчина вскружил голову не одной прекрасной синьоре. Романы в жизни Антонио Гауди были, даже бурные, однако все они заканчивались одинаково – женщина уходила, мастер оставался в полном одиночестве. И после того, как он дважды получил отказ в помолвке, архитектор понял, что единственным его предназначением в жизни должно стать искусство. И Гауди пришел к мысли о том, что его судьба – это одиночество. Его личной жизнью стала его работа.

Когда невысокий рыжеволосый студент предъявил вниманию экзаменационной комиссии Барселонской школы архитектуры свой дипломный проект, удивлению почтенных профессоров не было предела. Здание, которое он предлагал построить, было настолько странным, что отнести его к какому-либо из стилей мировой архитектуры не предоставлялось возможным. «Господа, перед нами либо гений, либо сумасшедший!» — воскликнул председатель. «Похоже, теперь я архитектор», — ответил Антонио Гауди-и-Корнет (Antonio Gaudi-i-Cornet).

В семидесятых годах XIX века Гауди переехал в Барселону, где после пяти лет подготовительных курсов был принят в Провинциальную школу архитектуры, которую окончил в 1878 году.

В 1870—1882 годах Антонио Гауди работал под началом архитекторов Эмилио Сала и Франциско Вильяра чертёжником, безуспешно участвуя в конкурсах; изучал ремесла, выполняя множество мелких работ (ограды, фонари и т.д.), проектировал также мебель для собственного дома.

В Европе в то время наблюдался необычайный расцвет неоготического стиля, и юный Гауди восторженно следовал идеям энтузиастов неоготики — французского архитектора и писателя Виолле-ле-Дюка (крупнейшего в XIX в. реставратора готических соборов, восстанавливавшего Собор Парижской Богоматери) и английского критика и искусствоведа Джона Рёскина. Провозглашённая ими декларация «Декоративность — начало архитектуры» полностью соответствовала собственным мыслям и представлениям Гауди, творческий почерк которого с годами становится совершенно неповторим, архитектура столь же далека от общепринятой, как геометрия Лобачевского — от классической Евклидовой.

В период раннего творчества, отмеченный влияниями архитектуры Барселоны, а также испанского архитектора Марторела, строятся его первые, богато декорированные, относящиеся к раннему модерну, проекты: «стилистические близнецы“ — нарядный Дом Висенс (Барселона) и причудливый Эль Капричо (Комильяс, Кантабрия); также компромиссный псевдобарочный Дом Кальвет (Барселона) — единственное здание, признанное и любимое горожанами при его жизни.

Попадая в Барселону на несколько дней или на неделю ОБЯЗАТЕЛЬНО посетите великие творения гения!

Раскинувшийся на семнадцати с лишком гектарах Парк Гуэль популярен не только у гостей столицы Каталонии, но и у самих барселонцев. Для них это отличное место для отдыха совсем близко от центра города, а для туристов — возможность познакомиться с целой серией творений Антонио Гауди. Созданные им здания и композиции отдают чем-то сказочным; извилистые линии, причудливые обводы здания удачно вписываются в окружающую природу, а смотровая площадка с чудесным видом на город заставляет сердце замирать от восторга.

* Как добраться:

От метро» «Lesseps» пешком или о метро «Joanniс» автобусом № 116

http://www.greatbuildings.com/buildings/Park_Guell.html

Sagrada Familia

Самое известное здание Гауди строится уже больше 120 лет, и конца-края процессу не видно. Более того, среди политиков и знатоков искусства идут оживлённые дебаты на тему «достраивать собор или нет». При жизни архитектора строители успели возвести только один из фасадов, после чего работы надолго замерли — и не в последнюю очередь из-за отсутствия внятного проекта; как гласит экспозиция Музея истории строительства, Гауди не оставил чертежей своих замыслов, так что дальнейшие старания его последователей всего лишь импровизация.

Обойдя собор по периметру, обратите внимание, как сильно различаются старый фасад и его новопостроенный собрат. Последний особенно интересен своими статуями, кое-какие из которых напоминают персонажей из фильма «Звёздные войны». Глазея на постройку, будьте осторожны, не забывайте, что Вы находитесь на стройплощадке. Впрочем, многочисленные краны и суета рабочих забыть об этом вряд ли дадут.

При желании можно подняться на башни собора, пешком или с помощью лифта. В первом случае придётся попотеть, двигая ногами, во втором нужно будет какое-то время провести в очереди.

* Адрес:

Mallorca 401, Barcelona

* Как добраться:

Станция метро «Sagrada Familia»

* Web-адрес: www.sagradafamilia.org

Дом Casa Batllo расположен в так называемом «квартале раздоров», где в тесном соседстве друг с другом находятся дома трех мэтров барселонского модерна, к которым безусловно относится и Гауди. Дома эти настолько разного стиля, что их близкое соседство выглядит как спор, какой из них лучше. Видимо, именно по этой причине место названо кварталом раздоров.

Мимо квартала раздоров вы никак не пройдете безучастно, если даже не ищете его специально. В какой-то момент на левой стороне вы увидите нечто замечательное и устремитесь туда с любой точки бульвара. Если вы сразу пошли по левой стороне, сначала ваше внимание привлечет угловой белый кружевной дом с выступающей ажурной ротондой. Через два дома от него стоит многоцветный дом с характерным фронтоном крыши – прямоугольными уступами, словно сюда забрел невзначай дух далекой Северной Европы – может быть, Голландии?

Ну, и наконец, в тесном соседстве с «голландцем», бок о бок с ним стоит узкий дом Батльо, и глянув на него, вы тут же забудете про красоты предыдущих домов, потому что Гауди, как всегда, неповторим и неподражаем. Получив в свое распоряжение построенный дом, уже вписанный в уличный ряд и тесно зажатый другими домами, он сделал из него еще один свой шедевр. У фасада странная гармония или ее нет вообще: на пестром фоне стены, сделанной в зелено-голубых тонах, выступают белые ребристые балкончики, перемычки окон напоминают кости, а все вместе вызывает совсем уж неподходящую ассоциацию… Впрочем, почему неподходящую? Да, что-то есть тут от разрозненных частей скелета. Вот то слово, которое напрашивается при взгляде на фасад.

Путеводитель услужливо сообщает, что да, ассоциации верные. У дома есть общая тема: он символизирует идею о покровителе Каталонии святом Георгии, который когда-то победил дракона, отомстив за всех его жертв. О жертвах как раз и говорят скелетообразные детали фасада, а побежденного дракона более всего напоминает причудливая горбатая крыша — это хребет дракона, пронзенного копьем. Роль копья исполняет башня, увенчанная крестом, а черепица очень похожа на чешую дракона, особенно после того, как вам сказали, что это дракон. Эта черепица почему-то сильно любима иллюстраторами книг, я не один раз встречала книги о Барселоне с ее изображением на обложке.

Домом Батльо тоже владеет вездесущая сберкасса Caixa de Catalunya, и вы можете осмотреть его изнутри, если плата за вход не покажется вам чрезмерной. На мой взгляд, какова бы ни была плата, а осмотреть его стоит. Внутри о драконе и связанных с ним страстях ничего не напоминает, дом похож на игрушку или картинку, а еще лучше сразу назвать его произведением искусства и на этом поставить точку, потому что точнее не скажешь. Помещения тут привычно прямоугольные, но во всем остальном царят плавные линии. На одном из этажей во двор выходит терраса, а если долго подниматься по лестнице, завивающейся вокруг узкой шахты с красивой облицовкой в голубых тонах, в конце концов вы окажетесь на крыше, где тоже обосновались всякие истуканы, но самое главное – вы увидите вблизи дракона и даже сможете погладить его по красивой чешуе и посочувствовать ему: каково бедняжке быть пронзенным копьем? Но тут уж сам виноват, нечего было убивать на пропитание ни в чем не повинных людей. Рядом с драконом можно постоять и посмотреть вниз на бульвар Грасии. Почти наверняка вы увидите на нем голубой туристический автобус. Сидящие в нем туристы как раз глазеют на этот дом и даже видят возле дракона ваш невнятный силуэт, хотя скорее всего вы останетесь ими не замеченным, потому что их внимание целиком поглотил этот необычный дом.

Даты и время работы: Ежедневно: с 9:00 до 20:00.

Стоимость посещения: Аттик, терраса или приемная:

Взрослые — 11 €

Дети и пожилые люди (старше 65) — 8,8 €

Дети до 6 лет — бесплатно

Аттик, терраса и приемная:

Взрослые – 16,5 €

Дети и пожилые люди (старше 65) — 13,2 €

Дети до 6 лет — бесплатно

Заказ билетов по тел: 902 10 12 12

Аудиогид на каталанском, испанском, английском, французском, немецком языках.

Адрес:Passeig de Gracia 43, Barcelona

Как добраться:Станция метро «Passeig de Gracia»

Маршруты городских автобусов: 7, 16, 17, 20, 22, 24, 28, 39, 43, 44, 45, 47, 54, 56, 63, 67, 68

Туристический автобус:Южный синий маршрут/Ruta Sud Azul/Blue South Route, остановка «Casa Batlló — Fundació Antoni Tàpies».

Метро: линия L3 (зеленая) — станция «Passeig de Gràcia», выход на

Calle Aragó-Rambla Catalunya. Линия L4 (желтая) — станция «Passeig de Gràcia». Линия L24 (фиолетовая) — станция «Passeig de Gràcia». Линия L1 (красная) — станции «Universitat» или «Catalunya»

Web-адрес: www.casabatllo.cat

Дом Мила, который барселонцы еще называют la Pedrera, что означает каменоломня, построен для некоего Пере Мила, заказавшего Гауди доходный дом. Многоквартирный доходный дом должен был приносить прибыль своему владельцу, но я нигде не смогла узнать, много ли было желающих жить в таком странном доме, не имеющем ни одной прямой линии. Мы привыкли жить в комнатах-прямоугольниках, и трудно сказать, как влияет на психику неровности окружающих стен и поверхностей. Хорошо ли было жить в этом выдающемся произведении архитектурного искусства, часто ли в доме сменялись жильцы?

Дом предстает серой громадой неподалеку от Диагонали на углу улицы Provenca и бульвара Gracia и хорошо обозревается с противоположной стороны перекрестка. Его нельзя назвать ни пряником, ни игрушкой, ни иным легкомысленным словом, хотя каменоломней я бы его тоже не назвала. Правда, бесконечные кривые линии, волнообразность и текучесть форм заставляют поначалу напрягаться, но потом привыкаешь. Черные кованые решетки балконов в сочетании с приятным светло-серым тоном стен придают ему изящество и изысканность. В отличие от других творений Гауди, гамма цвета тут проста до аскетичности. Собственно говоря, ее нет.

Дом имеет на крыше какие-то детали, которые с противоположного перекрестка выглядят как шишки, наросты, непонятно зачем сделанные… наверно, для украшения? Или просто каприз архитектора? Любопытство легко удовлетворить, потому что дом Мила можно осмотреть вместе с крышей. Ныне он принадлежит сберкассе Caixa de Catalunya, которая предоставляет желающим такую возможность.

Гулять по крыше не менее интересно, чем рассматривать фасад дома. У нее свой собственный рельеф, ступеньки вверх, ступеньки вниз. Дом возвышается над окрестными постройками, из-за чего Гауди в свое время имел конфликт с городскими властями, выйдя из него победителем, и с крыши видно далеко окрест. Взгляд вдоль улицы Provenca выхватывает вдали узнаваемую форму храма Саграда Фамилия. Он так далеко, что выглядит крохотным, но приятно увидеть старого знакомца и заодно понять, что Барселона хотя и велика, но не необъятна.

Ну, а шишки-наросты вблизи оказываются сооружениями выше человеческого роста и похожи на солдат неведомого воинства… а может, инопланетян, загадочных и коварных, глядящих на белый свет прорезями глазниц с пустого лица. Есть и другие участники высокого собрания — то ли колокола, то ли атаманы в бурках. Все эти «лица» находятся тут не просто так. Гауди никак не мог себе позволить, чтобы на крыше были обыкновенные дымовые и вентиляционные трубы и сделал их необыкновенными, и благодаря этому вместо прозаического лазания среди труб вы приходите в гости к загадочным молчаливым хозяевам крыши дома Мила.

Дом имеет овальный внутренний дворик, и сверху через наклонные стены чердака, образующие волнообразную воронку, можно заглянуть в его таинственную глубину… и ничего не увидеть кроме нескольких окон верхних этажей.

Остатки внимания можно потратить на чердак, погуляв между его конструктивных элементов, которые взгляду специалиста, наверно, скажут многое, ну, а мне не сказали ровным счетом ничего. Балки как балки, кто их знает, какими они бывают и какими должны быть. А когда вы наконец спуститесь вниз и окажетесь во внутреннем дворике, который безнадежно пытались рассмотреть сверху, можно посмотреть вверх и увидеть в обрамлении внутренних стен клочок голубого неба с облаками и может быть, кто-то из постоянных обитателей крыши выглянет за край чердака и снова покажется вам шишкой-наростом.

Вход в Каса-де Мила (Casa Mila) стоит 10 евро.

* Адрес:

Paseo de Gracia 92, Barcelona

* Как добраться:

Станция метро «Diagonal» или От площади Каталонии (Placa de Catalunya) идем по улице Passeig de Gracia. Дом Мила находится на пересечении Пассеиг-де-Грасиа и Калье-де-Провенса.

http://barcelona.panorama.cat/pr/bcn/pedrera.html http://www.gaudidesigner.com/uk/casa-mila.html http://www.gaudiallgaudi.com/EA009.htm

Модернизм в Барселоне http://www.barcelona-maresme/barcelona/308/

Антонио Гауди — гениальный архитектор, великий модернист http://www.barcelona-maresme/barcelona/221/

Оставьте ваш комментарий

Your email address will not be published.

  • Навигация

  • Статьи по годам

Compare Listings