Your search results

Старый центр Барселоны и современное развитие города

Posted by admin_qxu78hla on 31.01.2011
0

Старый центр Барселоны и современное развитие города

Немногие крупные города Средиземноморья могут гордиться столь богатым историческим и культурным наследием, как столица Каталонии. От иберийского прошлого сохранились письменные упоминания. Так называемый Готический Квартал изобилует археологическими свидетельствами древнеримской эпохи: это и руины зданий, и мозаики, и скульптуры, которые и по сей день продолжают обнаруживать в центре роимского города — в районе нынешней улицы Paradis, на склонах бывшего холма Монс Табер. От вестготской Барселоны дошли до нас следы жилых зданий и захоронения близ улицы Via Laietana, в окрестностях рынка Santa Caterina. От средневекового великолепия сохранились величественные памятники архитектуры, среди которых можно выделить такие примеры романского зодчества, как часовня Св. Люсии (XII в.) или церковь Сант Пау дель Камп (XII в.), некогда стоявшая за пределами городской стены.

С римских времен вся жизнь в Барселоне была сосредоточена в пределах того, что сейчас называется Старым городом (Ciutat Vella). Границами его служат море, гора Монжуик и кольцо проспектов-ронд, проложенных на месте снесенных в середине XIX века городских стен. Здесь много готики, приятных кафе, странных маленьких лавок, несколько интересных музеев, есть даже немного первоклассного модерна, хотя в основном он сосредоточен в Эщампле. Однако прелесть Старого города не столько в совокупности достопримечательностей, сколько в их окружении — в лабиринте средневековых тупиков и переулков, внезапно вырывающемся на залитую солнцем площадь Сан-Жузеп-Урьоль, в запахе баранины из пакистанской забегаловки в Баррио-Чино, в ветре с моря, теребящем пальмы на площади Дук-де-Мединасели… И хотя в самом Старом городе мало кто живет — в основном бедняки, старики и иммигранты, — именно здесь сильнее всего ощущение бьющей через край средиземноморской жизни, символом которой служит хребет квартала — променад Рамбла.

Внутреннее устройство города крайне просто и понятно с первого взгляда на карту. Мешанина улочек у самого моря и есть историческое ядро, Старый город (Ciutat Vella), который состоит из четырех районов: Борн, Готический квартал, Раваль и Барселонета. Пересеченные узкими извилистыми улочками, они буквально напичканы достопримечательностями, лавками и барами. Но вот стоит ли покупать квартиру в центре Барселоны? – спорный вопрос. С одной стороны, дух старины, с другой – толпы туристов, эмигрантов, круглосуточные гуляния, запах шавермы и некая запущенность. Чуть в сторону в сторону от Готического квартала и вы попадаете криминальный Раваль с Баррио-Чино — бывший район красных фонарей.

Готический квартал. Старый город примерно на равные части делят две широкие параллельные улицы, спускающиеся к морю, — променад Рамбла (Rambla), главный символ Барселоны, и скучно-деловая Виа-Лайетана (Via Laietana). Ломоть между ними — Готический квартал (Barri Gòtic). Лабиринты улиц шириной 2-3 метра, достопримечательности на каждом углу и толпы людей – его основные черты. Многие здания в районе были отреставрированы, но все еще есть большая вероятность оказаться в довольно потрепанной квартире. Что касается Рамблы, то лучше по ней все-таки просто гулять, а не жить – в сезон тут не протолкнуться, процветает воровство кошельков и телефонов, действительно много эмигрантов, бродяг, цыган, цепляющихся к туристам.

Борн. Район Борн, входящий в состав Старого города, находится с правой стороны от улицы Виа Лаэтана. Это очень популярное место среди туристов, так как именно здесь находится Музей Пикассо, рынок Санта Катерины, собор Санта Мария дель Мар, и огромное количество баров, лавок, бутиков. В Борне, как правило, сдаются квартиры в каталонском стиле площадью 60-80 м² – с кирпичными стенами и сводчатыми потолками. Тут много действительно древнего жилья, однако в последние годы здания усиленно реставрируются. Инфраструктура района и система общественного транспорта развиты превосходно, а поблизости находятся пляжи Барселонеты и Олимпийской деревни.

До XIX века Барселона была окружена полукольцом городков-спутников, пока разросшаяся столица не поглотила их все. Поглотила, но не переварила — особенно в случае радикальной Грасии, где и сейчас надписи на стенах и наклейки на машинах призывают к отделению от Барселоны. Даже если не все городки, ставшие предместьями, сохранили такое яркое своеобразие, как Грасия, во многих из них есть какая-нибудь важная достопримечательность, оправдывающая вылазку из центра: спроектированный Гауди парк Гуэль над Грасией, фрески Ферре Бассы в монастыре Педральбес, рестораны Орты или вид на город с вершины горы Тибидабо, самой высокой точки Барселоны.

Барселона: модернизация через культуру и красоту

Трудно представить, но еще 40-50 лет назад Барселона была великим в прошлом, но пришедшим в упадок индустриальным городом. В центре можно было увидеть кварталы трущоб, вдоль моря располагались склады, причалы, рыбацкие деревушки. Трансформация Барселоны началась в 1979 году с прихода к власти в городе социалистов. Мэр-социалист Сера не только ограничил возможности по спекуляциям землей, но и начал реализовывать новую стратегию развития города, подчиненную одной цели — созданию благоприятной среды для всех жителей. Социалисты в течение нескольких десятилетий удерживали этот вектор развития.

Реконструкцию города начали с малобюджетных точечных проектов. Это было то, что позднее назовут «городская акупунктура»: воздействуя на ключевые точки, можно было не только получить быстрый результат, но и резонансно задействовать всю систему. Для 150 территорий города были разработаны проекты локальной трансформации с созданием или реконструкцией скверов и парков. Впоследствии в них появились скульптуры, и эти места стали успешными общественными пространствами. Как итог: небольшими финансовыми вливаниями удалось улучшить качество городской среды. Чуть позднее появилась программа постепенной перестройки промзон под жилые районы и началась реконструкция неблагополучных районов массового жилья 1950-х годов.

Акцент на развитие общественных пространств можно считать визитной карточкой Барселоны. «В физическом отношении город — это совокупность общественных пространств. Общественные пространства и есть город», — определяет один из основных принципов урбанистической модели Барселоны социалист Ориол Боигас, ставший ее главным архитектором в 1979 году.

В 1990-х был применен и другой метод работы с общественными пространствами. На периферии было создано несколько «новых центральных зон», которые позволили снизить нагрузку на исторический центр. При этом в каждом районе появился «эстетический магнит» — крупное архитектурное сооружение, способное стать катализатором преображения окружающей среды.

После этапа «городской акупунктуры», подготовившего почву для дальнейших изменений, настал период масштабных проектов. Этому, безусловно, способствовала Олимпиада 1992 года: под Олимпиаду в Барселоне появились деньги на инфраструктурные программы. Были реконструированы системы водоснабжения и канализации, отремонтированы старые дороги, построены новые автобаны, большие инвестиции сделаны в общественный транспорт и телекоммуникации. В городе появились отели и многочисленные спортивные объекты мирового уровня, был расширен аэропорт.

Ключевым проектом олимпийского цикла стало преображение прибрежной полосы. Причалы, склады и деревушки снесли, сама территория превратилась в огромную зону отдыха. Пляжи расчистили, а идущую вдоль берега дорогу убрали под крышу, на которой сформировали променад. К Олимпиаде была реализована и программа «Барселона, стань красивой», в рамках которой отреставрировали фасады 3,7 тыс. зданий. Владельцы исторических зданий получали дешевые кредиты или их освобождали от налога на недвижимость.

Олимпиада не только преобразила Барселону, но и обеспечила город рекламой по всей планете. После Олимпиады туристический сектор стал градообразующей отраслью экономики города, заменив промышленность, — ежегодно в Барселону стали приезжать более 20 млн человек.

На Олимпиаде каталонцы не остановились и создали собственное уникальное культурное событие мирового уровня. В 2004 году был проведен «Форум культур» — полугодичный фестиваль, состоящий из выставок, спектаклей, концертов и конференций. Для подготовки были привлечены большие инвестиции, а после фестиваля остались новые выставочные и конференц-залы, гостиницы и рестораны.

Проведение «Форума культур» не было случайным. Город настойчиво искал собственную идентификацию в глобальном мире. Барселона не собиралась оставаться промышленной, вряд ли могла стать финансовым центром уровня Нью-Йорка или Гонконга, не имела шансов превратиться в новую Силиконовую долину. Свою идентичность она нашла в сфере культуры, туризма и креативной индустрии. Такая стратегия выглядела неоднозначной, но время доказало ее успешность. Самопровозгласив себя культурной столицей Европы, Барселона ею и стала: уже в 1990–х художники, дизайнеры, музыканты и писатели начали предпочитать столицу Каталонии Парижу.

Особенность «барселонского подхода» и в том, что ключом к качеству жизни было названо высокое качество архитектуры. В городе в последние годы активно работали звезды архитектуры от Жана Нувеля до Нормана Фостера. Даже новое социальное жилье отличается высоким архитектурным уровнем.

Программа «Барселона — культурная столица Европы» — один из ключевых элементов преображения города. В ее рамках за 20 лет было создано 38 новых публичных пространств, обновлено 45 городских площадей, открыты десятки галерей и музеев. Сегодня в Барселоне за счет креативной индустрии и туризма формируется до 30% внутреннего валового продукта.

Говоря об успехе модели Барселоны нельзя не отметить и счастливое стечение ряда обстоятельств. Первое — город опирается на богатое культурное наследие. В архитектуре это здания Гауди и других мастеров каталонской школы. Кроме того, с середины XIX века Барселона развивалась по уникальной для своего времени урбанистической схеме, предложенной местным инженером Ильдефонсом Серда. Одна из ее отличительных черт — прямоугольные кварталы небольшой длины (113 м) со срезанными углами. Многие урбанистические идеи Серда гениально обогнали время, а районы XIX века сегодня не только комфортны, но и весьма удобны с транспортной точки зрения.

Второе — трансформация Барселоны пришлась на период высокой пассионарности каталонского народа. В годы правления Франко Каталония, известная сепаратистскими настроениями, подвергалась дискриминации. В постдиктаторский период народное стремление к независимости частично нашло выражение и в программе переустройства Барселоны. Эксперты замечают, что история трансформации города — это во многом история целенаправленных усилий городской администрации, архитекторов и населения.

Кстати говоря, режиссеру Вуди Алену муниципалитет Барселоны заказал создать рекламно-коммерческий фильм о Каталонии и Барселоне и заплатили за это кино. В итоге на свет появился не рекламный ролик и не документальная лента, а очень милый полнометражный художественный фильм с прекрасными артистами — «Вики Кристина Барселона». Своё знакомство с этим городом (если оно ещё на состоялось) можно начать с просмотра этого фильма, тогда уж Вы точно твёрдо решите организовать свой следующий отдых в Барселоне.

По мнению электронного издания National Geographic Traveler, Барселона входит в десятку лучших городов мира для путешествия. Подобный рейтинг издание провело по случаю своего 15-летия. Барселона стоит в одном ряду с Гонг-Конгом, Лондоном, Парижем, Венецией, Нью-Йорком и Рио-де-Жанейро – городами, которые, без сомнения, будут интересны каждому путешественнику. Пауль Гольдбергер, журналист The New Yorker и лауреат Пульцеровской премии за свои критические статьи по архитектуре, называет Барселону «городом с уникальной и неповторимой архитектурой».

http://www.bcn.es Городской портал – самые свежие новости

Оставьте ваш комментарий

Your email address will not be published.

  • Навигация

  • Статьи по годам

Compare Listings