Your search results

Искупительный храм Святого Семейства

Temple Expiatori de la Sagrada Família  

Искупительный храм Святого Семейства, который часто называют просто Храм Святого Семейства или Гауди Саграда Фамилия — это самая посещаемая достопримечательность Барселоны (Barcelona). Кроме того, это самое знаменитое творение великого испанского гения Антонио Гауди. Ежегодно церковь посещает около трех миллионов туристов со всех уголков мира. Таким количеством гостей в Испании может похвастаться только музей Прадо (Museo Nacional del Prado) в Мадриде (Madrid) и дворец Альгамбра (Alhambra) в Гранаде (Granada). Храм Святого Семейства многие русскоязычные источники ошибочно именуют собором. Но строительство ведется на земле, не принадлежащей Церкви и на частные пожертвования, поэтому епархиальным храмом является кафедральный собор Святого Креста и Святой Евлалии (La Catedral de la Santa Cruz y Santa Eulalia). Саграда Фамилия — это церковь, причем она была освящена Папой Римским Бенедиктом XVI, совсем недавно 7 ноября 2010 года.  

ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА САГРАДА ФАМИЛИЯ  

Идея воздвигнуть Искупительный храм родилась в 1874 году из-за щедрых пожертвований. Через некоторое время, в 1881 году в нескольких километрах от Барселоны был выкуплен земельный надел. Это сейчас храм располагается в городе, потому как тот за последний век сильно разросся.  

Первым архитектором, работающим над Саграда Фамилия, стал Франсиско дель Вильяр (Francisco de Paula del Villar y Lozano). Под его руководством 19 марта 1882 года заложили первый камень фундамента. Именно это день стал Днем Рождения нового храма. Первоначальная идея предполагала возведение неоготической базилики, повторяющей форму креста благодаря 5 продольным и 3 поперечным нефам. Дель Вильяр спроектировал огромную апсиду, в которую входило семь часовен, обходная галерея за хорами. Здание должен был окружать клуатр, соединяющий три церковных фасада. Но уже к концу 1882 года архитектор и заказчики не смогли найти общего языка, и дель Вильяр оставил проект. 

В 1883 году на должность архитектора был приглашен Антонио Гауди (Antonio Plácido Guillermo Gaudí y Cornet), и сильно изменил существующий проект, сменив стиль на неоготику и модерн, внеся массу ниш, ажурных элементов благодаря которым здание выглядит столь величественно и неповторимо. По его замыслу Саграда Фамилия должна напоминать замок из песка. Центральный шпиль с крестом по идее Гауди должен взмывать на высоту 170 метров, всего на метр не достигая высоты Монтжуика (знаменитой горы Барселоны), чтобы не превосходить совершенного творение Господа.  

В 1889 году Гауди достроил крипту, которую начал строить дель Вильяр, и возвел над ней более высокий свод с окнами наружу. Украшением свода является удивительный рельеф «Благовещение», выложенный замковым камнем. Вообще Искупительный храм должен был стать архитектурной энциклопедией по Евангелию. Вокруг крипты для защиты от сырости и свободного проникновения солнечного света вырыли неглубокий ров.  

Строительство Искупительного храма Святого Семейства велось достаточно неспешно, так как денежные средства поступали исключительно в виде пожертвований. Когда Гауди приступил к возведению неоготической апсиды, было получено огромное анонимное поступление. Эти деньги позволили гению кардинально преобразовать проект. Была сохранена изначальная форма креста, но структура и форма здания стали более необыкновенными. Гауди добавил множество взмывающих к небу монументальных башен. Но при этом все декоративные элементы получили глубокое религиозное значение, связанное с католическими обрядами и текстами Евангелия. 

Первое, что открывается взору при взгляде на Саграда Фамилия — это три фасада: Рождества, Славы и Страстей Христовых. По первоначальной задумке каждый из них должен был облицовываться керамикой разных цветов и стеклом, чтобы переливаться под солнечными лучами всевозможными оттенками. Гауди уделял особое внимание декору каждой башни, несмотря на то, что их невозможно хорошо рассмотреть с земли. Когда его спросили, зачем он это делает, гений ответил: «Не увидят люди, так увидят ангелы!». К сожалению, он успел закончить только фасад Рождества. Разница между его воздушным творением и постройками учеников по его проекту все же заметна.  

В 1892 году Гауди решал, какой фасад начать строить первым: Страстей или Рождества. Решив, что откровенный замысел фасада Страстей, повествующий о жестоком распятии, отпугнет жителей, он начал возводить фасад Рождества. Уже в 1895 году была завершена апсида. Характерными чертами этой части храма являются желоба водосточных труб и вершины башен, украшенные элементами местной природы, улитками, ящерицами. Параллельно возводился клуатр, соответствующий порталу Святой Девы Розария. Здесь Гауди для декора выбрал наполненный символизмом орнамент. Портал был достроен в 1899 году.  

В 1909 году Гауди решил, что при Храме Святого Семейства должна быть временная церковно-приходская школа. Так как проект задумывался как временный, в нем нет несущих стен. Строительство школы было окончено в 1910 году. Здание имеет уникальную и очень необычную конструкцию, выглядит эфемерно, но при этом является очень прочным благодаря криволинейной кровле и стенам. Внутренние перегородки легко убираются, поэтому планировка пространства легко изменяется.  

В 1911 году гений приступил к пересмотру проекта фасада Страстей и закончил эту работу только в 1923 году. Форма нефов и сводов после переделки очень сильно изменилась. А возведение фасада страстей так и вовсе началось после кончины Гауди. В 10х годах ХХ века архитектор работал еще и над проектом фасада Славы, но до наших дней дошли только наброски и общий замысел. Он должен был выглядеть как лес колонн, наполненный проникающими через витражи разной высоты солнечным светом. По мнению Гауди, такое освещение будет подобно мягкому звездному свету.  

30 ноября 1925 года были закончены основные работы над фасадом Рождества и его огромная 100 метровая колокольня Святого Варнавы. Эта колокольня оказалось единственной завершенной самим Гауди.

За сорок лет строительства Храм Святого Семейства был украшен текстами литургий и цитатами из Библии, церковными символами и скульптурами. В разных уголках строения можно встретить заповеди, людские грехи и добрые дела.  

7 июня 1926 года произошел трагический случай, изменивший историю Саграда Фамилия. 73-летний архитектор был сбит трамваем. Так как он был бедно одет и не имел при себе документов, его доставили в больницу для неимущих, где была оказана лишь примитивная помощь. Там его 8 июня нашел капеллан Саграда Фамилия, но Гауди был настолько плох, что поздно было начинать лечение. Умер гений 10 июня 1926 года, не дожив всего нескольких дней до своего 74-летия. Его похоронили в крипте недостроенного храма, чтобы он мог даже после смерти наблюдать за своим величайшим творением.  

СТРОИТЕЛЬСТВО ПОСЛЕ СМЕРТИ АНТОНИО ГАУДИ  

Начиная с 1926 года, возведением Искупительного храма занялся самый талантливый ученик мастера — Доменек Суграньес (Domènech Sugranyes), работавший вместе с Гауди с 1902 года.

В 1927-1930 годах были завершены три оставшихся колонны фасада Рождества. Вместе с ними был достроен керамический кипарис. Суграньес успел провести испытания жесткости конструкции. В 1936 году в Испании развернулась гражданская война и строительство приостановилось. В этом же году в мастерской Гауди случился пожар, уничтоживший все макеты и чертежи Храма Святого Семейства. Полностью восстановить задумку автора удалось только через несколько лет. В 1938 году умирает Доменек Суграньес.  

Так как строительство шло исключительно на пожертвования, до 1952 года не велось никаких работ. Только когда Испания оправилась от войн, возобновилось оформление фасада Рождества. В этом году закончили лестницу и создали подсветку, которую, видоизменив в 1964 году, оставили постоянной.  

В 1954 году, наконец, начались работы над фасадом Страстей. В этот период Саграда Фамилия строилась по чертежам, которые Гауди сделал еще в 1892-1917 годах. Крипта была закончена только в 1961 году, сегодня в ней находится музей, посвященный художественным, символическим, техническим особенностям проекта и его создателю. 

К 1977 году удалось закончить четыре башни, украшающие фасад Страстей. Работа над скульптурами этого фасада началась в 1986 году и закончилась только в XXI веке. Параллельно создавались витражи, повествующие о Воскресении Иисуса Христа.  

Была отлита знаменитая скульптура, посвященная Вознесению.

Даже, несмотря на то, что строительство ведется очень интенсивно и не прекращается последние десятилетия, с 1978 по 2000 год были завершены только трансепты и неф, их фасады и своды. В следующее десятилетие велась работа над галереями и сводами. В 2010 году появилась апсида и средокрестие, на которых возводятся две башни. Первая 170-метровая башня, увенчанная крестом — это башня центрального фонаря. Башня над апсидой посвящена Деве Марии.  

План Искупительного храма Святого Семейства предполагает строительство еще четырех 120-метровых башен, посвященных Евангелистам. Каждая башня будет увенчана скульптурой: башня Луки — тельцом, башня Иоанна — орлом, башня Матфея — ангелом, башня Марка — львом. На гигантской башне Иисуса будет возвышаться огромный крест, на остальных — гроздья винограда и снопы пшеницы, как символы Причастия.  

Если строительство будет идти по плану, то предполагается закончить Саграда Фамилия к 2026 году, именно тогда будет достроен фасад Славы, работы над которым начались в 2000 году.  

ВНУТРЕННЯЯ ОТДЕЛКА  

Антонио Гауди понимал, что строение всей жизни он не сможет окончить, настолько масштабным является проект. Поэтому многие элементы интерьера и внутренние детали архитектор планировал заранее. Гений хотел, чтобы Храм Святого Семейства состоял из прямых линий и имел максимально простую конструкцию. Поэтому в оформлении использованы геометрические фигуры: эллипс, коноид, гиперболоид, геликоид, гиперболический параболоид. При их пересечении получаются именно прямые линии, которые облегчают сочленение внутренних деталей конструкции. 

Денежных средств на строительство сегодня хватает, потому что к прихожанам присоединились католики и даже верующие люди других конфессий из многих стран мира. Как ни странно, значительная часть финансовой помощи перечисляется из Японии. 

Сложно поверить, но сто лет назад Гауди приходилось лично посещать меценатов с просьбами о пожертвованиях, и много времени было потеряно из-за простоев по причине нулевого бюджета.

Прискорбным фактом, препятствующим скорому завершению работы, является высокий уровень сложности формирования каменных блоков, имеющих эксцентричную форму. Даже следуя компьютерной модели, каждый блок необходимо прорабатывать индивидуально и совершать подгонку. 

Саграда Фамилия необычна не только снаружи, но и изнутри. Невооруженным взглядом заметны эксперименты с пространством, которые удалось воплотить благодаря форме колонн и других интерьерных деталей. Нет ни одной поверхности церкви, которая не была, украшена лепниной, фресками, мозаиками, скульптурами или росписями. Но при этом все подчиняется строгим геометрическим законам.  

Благодаря обилию окон всевозможных форм и размеров, цветным витражам, строение всегда наполнено светом. Нет людей, которые посетили бы Искупительный храм Святого Семейства, не ощутив при этом его величия. Можно смело утверждать, что замысел Гауди создать «последнюю великую святыню христианства», хотя еще и не завершен, но удался.

Ежедневно посмотреть на Гауди Саграда Фамилия приходит от 5 до 10 тысяч туристов. С октября по март здание открыто с 9-00 до 18-00.

С апреля по сентябрь посещения продлеваются до 20-00. Вход в Базилику стоит всего 13 евро, а снаружи посмотреть величественное строение можно совершенно бесплатно…

http://barcelona-maresme.com/places/barcelona/777/

Оставьте ваш комментарий

Your email address will not be published.

  • Навигация

  • Статьи по годам

Compare Listings